ПРИКОСНОВЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА - Социум - zn.ua

ПРИКОСНОВЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

7 декабря, 2001, 00:00 Распечатать

Прикосновение оказывает прямой терапевтический эффект на здоровье человека в любом возрасте. Физический контакт между людьми — ключ к решению всех проблем, считают психоаналитики...

Прикосновение оказывает прямой терапевтический эффект на здоровье человека в любом возрасте. Физический контакт между людьми — ключ к решению всех проблем, считают психоаналитики. Рэй Картис, директор социальной службы детских приютов в Эвагрин (Колорадо) объясняет это так: «В последнее время появилось так много литературы по уходу за детьми, что в результате позабыты самые простые и важные вещи. Мы вынуждены заново постигать то, что знали еще наши бабушки. Детям необходимо, чтобы к ним прикасались, чтобы их обнимали и лелеяли. Им необходимо чувствовать себя любимыми и заслуживающими внимания.

«Теория привязанности»

В середине XX столетия психоаналитик Рэне Спитц впервые сформулировал основные принципы «теории привязанности» (attachment theory) во взаимоотношениях детей и взрослых. Он наблюдал новорожденных, которые были отданы в детские дома и приюты, и доказал, что множество детей, даже получающих самое безупречное обслуживание со стороны медицинского персонала, но не имеющих физического контакта со взрослым человеком, любви и теплоты материнского прикосновения, просто таяли на глазах, малыши умирали.

В мире не существует универсальных рецептов воспитания ребенка, однако «теория привязанности» с начала 50-х годов стремительно набирает популярность. Необходимо быть бесконечно терпимыми с маленькими детьми, научиться их успокаивать, брать на руки и находиться в контакте с ними как можно больше времени, считают ее приверженцы. Нельзя переключать внимание маленького человечка с себя на другие вещи, либо, что еще хуже, использовать успокоительные или снотворные средства как способ отдохнуть от ребенка.

Первый уровень веры

Именно первые месяцы жизни ребенка оказывают определяющее воздействие на всю его дальнейшую судьбу. В этот ранний период ребенок строит свои первые эмоциональные и психологические мосты в окружающий мир, и решающую роль при этом играет помощь любящего, заботливого человека рядом — матери, отца и т.д. Качество всей будущей жизни ребенка будет зависеть от степени прочности этих мостов. На ранней стадии развития процесс возникновения привязанности происходит следующим образом: проголодавшийся или замочивший пеленки ребенок начинает вскрикивать, плакать, его неудовольствие проявляется в соответствующих движениях рук и ног, и напряжение непрерывно возрастает до того момента, когда взрослые начинают реагировать. Но вот подошла мама, взяла ребенка на руки, он получает грудь или соску, сухое белье и мама, тихонько напевая, покачивает его на руках. Мать и ребенок вместе преодолели этот маленький стресс, они оба чувствуют себя комфортно и уютно.

Ребенок получает важный урок: мир не враждебен, в нем есть те, кто позаботится о нем, от людей можно ожидать помощи, сочувствия, проявления заботы — все это незаменимые питательные вещества, необходимые для нормального функционирования психики человека, для обеспечения процесса его развития.

Если же бесчувственные родители отвечают на детский плач равнодушием, криком или шлепками, ребенок начинает «замораживаться», то есть перестает чувствовать боль и выражать свои нужды — как физические, так и эмоциональные. В таких детях никогда не развивается способность устанавливать связи с другими людьми, и никогда в дальнейшем их взаимоотношения с окружающими не будут носить полноценный, здоровый, нормальный характер. Они с детства знают, что в мире нет человека, на которого можно положиться, поэтому они никогда не верят людям.

Второй уровень веры

Если же малыши были научены тому, что кто-то позаботится о них, они переходят к следующему, второму уровню веры: вере в то, что другие способны защитить их от зла. Когда ребенок начинает ползать или ходить, взрослые все время наблюдают за ним, чтобы предотвратить возможную травму. Например, малыш пытается ухватить колющий или режущий предмет, ему говорят «нельзя», и хорошо если при этом в доступной его пониманию форме объясняют, почему нельзя, не забыв при этом погладить его по голове и поцеловать. В ответ малыш может заупрямиться или расплакаться, но в то же время он приобретает знание о том, что рядом есть люди, которые знают, как предохранить его от возможных неприятностей и обеспечить определенную стабильность в отношениях с окружающим миром. Ребенок приобретает чувство защищенности, так необходимое человеку в жизни.

Третий уровень веры

Первые два уровня веры, вера в других, ведут к третьему и самому важному — вере в себя. Чувство защищенности, умение не бояться жизни, базирующиеся на знаниях, которые дали ребенку, на том моральном компасе, который он вынес из своего детства, подводят формирующееся сознание ребенка к осознанию своего внутреннего голоса, веры в него, в правильность принятых решений, а заодно и к выработке способности их принимать, невозможной без веры в себя. Только тот, кто верит в себя, может быть победителем в жизни, способен ставить перед собой цели и достигать их.

Эти три уровня веры являются основными элементами «теории привязанности» и необходимы для установления правильных связей с окружающим миром. А ведь на взаимоотношениях и связях с другими людьми строится вся дальнейшая жизнь человека: дружба, брак, воспитание детей, взаимоотношения на работе, место человека в социальной структуре общества.

Последствия неправильно установившихся связей

«Теория привязанности» дает свое объяснение возникновению таких социальных проблем, как употребление наркотиков, беременность в подростковом возрасте, детская преступность и даже массовые убийства. Часто, если проследить жизнь такого человека в обратном направлении, можно убедиться, что именно первые месяцы его жизни не были благополучны и здоровые связи с миром не установились.

Конечно, не все дети, испытывающие трудности в установлении связей с миром, впоследствии становятся убийцами. Согласно статистическим исследованиям, одна треть белого населения среднего класса США страдает от последствий неустановившихся или неправильно установившихся связей, но внутри этой группы существует тем не менее широкий спектр характеров и поведения. И все же дети, к которым наиболее жестоко относились в детстве, имеют наибольшие проблемы. «Некоторые из этих детей настолько потеряли способность чувствовать, что даже не знают голодны они или сыты. Они едят до возникновения рвоты, могут выйти зимой из дому босиком. Они не ощущают холода, — говорит Рэй Картис. — У нас есть один ребенок, который будет смотреть на солнце не моргая, пока его не оторвут от этого занятия.

Дети, которые сами не испытывают эмоций, также отказывают другим в праве иметь эмоции и чувства. Они не сочувствуют другим людям и не умеют сопереживать.

Процесс формирования основных связей ребенка с окружающим миром продолжается приблизительно до трех лет. По достижении этого возраста у детей, выросших в неблагополучных семьях, экстремально сложно, если не невозможно, выработать адекватные связи, независимо от того, как много внимания, заботы и ласкового отношения они получат впоследствии. Дефицит любви и ласки, нежного прикосновения первых месяцев жизни ребенка восполнить невозможно. Интенсивная терапия в большинстве случаев так и не помогает. Лишая своего ребенка родительского тепла в первые месяцы и годы его жизни, родители тем самым навсегда закрывают ему путь к жизненному успеху.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно