ПРАВО НА ПОЗИТИВ

23 января, 2004, 00:00 Распечатать

Вполне допускаю, что после изучения монументального исследования Юрия Павленко «История мировой цивилизации» у читателей возникает ряд типологически противоположных вопросов...

Вполне допускаю, что после изучения монументального исследования Юрия Павленко «История мировой цивилизации» у читателей возникает ряд типологически противоположных вопросов.

Однако, книга Ю.Павленко представляется первым и пока единственным обобщающим исследованием всемирно-исторического процесса, взятого в целом — от первобытных времен до наших дней. Исследование проведено в контексте развития классической мировой философско-исторической традиции с привлечением к анализу обширного материала и серьезной проработкой фундаментальной концепции культуры и цивилизации А.Дж.Тойнби, а также с учетом идей К.Маркса, О.Шпенглера, М. и А.Веберов, К.Ясперса, с широким использованием трудов ведущих отечественных философов, историков и экономистов — С.Крымского, А.Зиновьева, М.Брайчевского, Л.Васильева, Ю.Пахомова и многих других ученых. Необходимо отметить глубокое знание автором интеллектуальных традиций в широкой области общественно-гуманитарных наук — от религиозной философии до археологии и сравнительно-исторического языкознания; его внимательное и уважительное обращение к идейному наследию предшествующих поколений мыслителей и ученых. Именно по этой причине я не согласен с критиками Ю.Павленко, ставящими в вину автору позитивистский подход. Он вполне осознанно идет не по пути противопоставления различных точек зрения — критики одних и апологии других. Внимательное и даже комплиментарное отношение к различным, порой взаимоисключающим, концепциям иных авторов и философско-культурологических школ дает ему возможность выявления и синтеза продуктивных, эвристических моментов, содержащихся в различных подходах, по принципу дополнительности, о которой говорил Н.Бор. Именно «позитивистский подход» позволяет автору исследования разработать и продуктивно использовать, по его мнению, три базовых, методологических принципа постижения всемирной истории: стадиальности, поливариантности и цивилизационной дискретности развития человечества. Стадии и варианты развития человечества рассматриваются в исторической динамике, благодаря чему цивилизационная структура получает у автора новаторскую, в соответствии с современным многомерным и полифункциональным пониманием этого термина, интерпретацию историко-эволюционного процесса.

Особое значение уделяется введенному в научную лексику
К.Ясперсом понятию «осевого времени». Интерпретируя его в контексте анализируемого материала, автор показывает, что трансформации, связанные с «историческим изломом», затронули не только сферу духовной культуры (религия, философия), но и всю многомерную систему человеческой жизнедеятельности.

Углубленную авторскую проработку получает традиционная тема дихотомии «Восток — Запад». Причем не только в привычном (социально-экономическом или политологическом) аспекте, но и в плане духовно-мировоззренческом. Благодаря комплексной проработке проблемы автор выявляет базовые принципы идейно-ценностных императивов великих культур: авраамитской (иудео-христианско-мусульманской) и традиций регионов Южной и Восточной Азии (Индия, Китай, Япония и пр.), сдвигая «демаркационную линию цивилизационного разлома» в несколько иную, нежели сегодня принято, геополитическую зону.

В исследовании широко воссоздана динамическая картина зарождения, взаимодействия, трансформации, мутаций и возникновения новых модификаций основных цивилизаций человечества — от Египта и Шумера до современного глобализирующегося мира. Особое внимание уделено формированию современной цивилизационной структуры человечества, причем не только его отдельных блоков, но форм и принципов исторического и функционального взаимодействия между ними. Исследование иллюстрировано многочисленными тщательно выполненными картами.

Заслуживает внимания предложенная разработка общей теории этноса, иерархии и исторической типологии этнических общностей, соотношения цивилизационных и этнонациональных структур. В своем подходе к исследованию этой монументальной проблемы автор, первые работы которого по теории этноса появились еще в начале 80-х гг., продолжает традицию известных ученых-этнологов Ю.Бромлея и В.Генинга, с одной стороны, и Л.Гумилева, с другой, синтезируя их продуктивные концепции и идеи.

В работе предложено оригинальное и убедительно обоснованное решение проблемы цивилизационной идентичности восточнославянских народов. Автор рассматривает Православно-Славянский мир в качестве вторичной (генетически, через Киевскую Русь, связанной с Византией) Восточно-христианской цивилизации, имеющей двойственную структуру в лице Украины и Беларуси с одной стороны, и России с другой, входящих в различных содержательных измерениях также и в Евразийский мир. Павленко отмечает, что каждая из этих субцивилизаций имеет выразительное историко-культурное своеобразие (в том числе и в отношении к Западу). При этом Запад (в лице Западно-Центральной Европы и Северной Америки), Латинская Америка и Восточно-христианско-Евразийский этноцивилизационные блоки, образующие особое наднациональное единство, определяются в исследовании обобщающим понятием Макрохристианского мира.

Необходимо особо сказать о том, что для понимания процессов, происходящих в современном мире, разработка Павленко проблемы глобализации (рассматриваемой в единстве со становлением информационного общества) и ее противоречий (экономических, социальных, политических, культурных и пр.) более чем актуальна.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно