ПОДСЧИТАЛИ… ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

24 октября, 2003, 00:00 Распечатать

У каждого из нас, родителей, еще свеж в памяти недавний период ажиотажа, когда мы вместе со своими ч...

У каждого из нас, родителей, еще свеж в памяти недавний период ажиотажа, когда мы вместе со своими чадами бегали по всевозможным выставкам-ярмаркам, рынкам и торговым точкам с целевыми продажами школьного ассортимента: от формы до канцтоваров. Наверное, каждая семья ощущает, что столь важное действо, как приобретение нужных для школы вещей с каждым годом становится все более сложным действом. И дело не только и не столько в ценах, хоть и этот фактор немаловажен. Все сложнее предсказать: что же именно в спешке куплено (вернее, какого качества) и не придется ли повторить подобный поход снова. Дети растут, одежду очень сложно подобрать по размеру, — тут уж приходится примерять не один и не два раза… Но вот все хлопоты по приобретению школьного «приданого» позади, и, казалось бы, можно закрыть тему как минимум на год. Однако уже через пару месяцев после, казалось бы, удачных приобретений многие семьи вынуждены сталкиваться с неприятными последствиями предсентябрьского ажиотажа. Некоторым в буквальном смысле «вылезает боком» их спешка, да и недобросовестность продавцов сказывается. И тогда мы, родители, с ужасом глядя на недавно приобретенные обновки, начинаем задумываться: насколько реально помогают семейному бюджету столь охотно рекламируемые СМИ так называемые школьные базары, насколько действенен контроль за качеством реализуемых на них товаров и, главное, что же нужно для того, чтобы семья, тем более со скромными доходами, не платила за чей-то брак?

А время для «обкатки» изделий и, соответственно, разочарований у родителей, снаряжающих детей в школу, как раз наступило. Например, семья добрых знакомых, живущая в столичном пригороде, неоднократно совершала вояжи по торговым точкам, дабы одеть свое чадо в школьную форму определенного цвета. И вот, наконец, купили. Но только радость от обновки у семьи, была недолгой. Дело в том, что через месяц с небольшим брюки начали буквально расползаться, а сам материал все больше стал напоминать марлю. Ясно, что до конца учебного года они не дотянут, значит, придется покупать новые, — достаточно ощутимая трата для семьи с двумя детьми, в которой работает только папа. В другой семье ситуация еще более печальная, поскольку «полез» пиджак, к тому же солидного размера, а он стоит много дороже брюк для первоклашки. Родители сына-подростка вне себя: ведь выглядел пиджак при покупке довольно прилично: ткань была добротная, гладенькая, ровненькая. Но прошло чуть больше месяца — и на пиджаке появились «катыши», «полезли» нитки — от былого вида не осталось и следа.

Практика подтверждает, что все большее количество родителей предпочли бы приобрести своим детям форму, сшитую отечественными производителями, нежели польскую, турецкую, китайскую, а то и вообще непонятно чьего производства. И, надо сказать, украинскую школьную форму на школьных базарах видеть уже можно, но выбор пока ограничен. Зато «заморский» товар представлен всеми размерами, даже нестандартными. Вот и попадаются семьи на большее разнообразие, приемлемость цен и размеров, а потом подсчитывают убытки.

За разъяснениями корреспондент «ЗН» обратился к и.о. начальника Киевского областного управления по делам защиты прав потребителей Татьяне Бенциановой:

— Анализ проведенных проверок свидетельствует о том, что насыщенность потребительского рынка области товарами для детей низкая. При этом даже то количество товаров для детей, которые реализуются в торговой сети области, практически уменьшается за счет некачественных изделий, с дефектами, исчерпанным сроком годности, без сертификатов качества и информации о товаре и производителе. Накануне нового учебного года школьную форму реализовывали только в двух торговых предприятиях области — в Фастове и Славутиче. И жители других населенных пунктов вынуждены были ехать в Киев.

— Есть ли надежда, что положение с продажей товаров детского ассортимента улучшится?

— Так сложилось, что в нынешнем году эта группа товаров проверялась только один раз, накануне учебного года. Учтя реальную ситуацию, мы решили обязательно вернуться к этому вопросу и при поддержке обладминистрации кардинально на нее повлиять. Уверена, что в скором времени родители почувствуют перемены на рынке школьных товаров.

А пока нельзя не заметить: если уж в столичной области, где функционирует широкая сеть торговых заведений, такое положение с товарами для детей, то можно представить себе, как обстоят дела в других регионах… Но ведь одним из доказательств реального, а не декларированного уважения государства к проблемам семьи как раз и является забота о действии специальных торговых точек, где все родители без риска быть обманутыми за сравнительно небольшую цену могли бы снарядить ребенка в школу.

Проверяющие Киевского областного управления по делам защиты прав потребителей обнаружили юбки с некачественно вшитыми «молниями», несимметричными складками и дефектами кроя, жакеты для девочек с «пузырями», оторванными пуговицами и неровно вшитыми рукавами. Мальчиковые сорочки с перекосами на швах (нашлась одна даже с дыркой), с несовпадающим рисунком клетки, пиджаки с лацканами разной длины. Подробное описание брака с указанием производителей имеется в актах проверок. Можно представить возможный «показ мод», состоящий из всех описанных форм брака, и понять, что это не смешно, ведь в роли потенциальных моделей таких нарядов вполне могут оказаться (и оказываются) наши дети.

Зачастую на школьных костюмах не указан состав ткани и то, как ухаживать за изделием. Что уж говорить о таких «мелочах», как реализация канцтоваров с устаревшим сроком годности (маркеры, чернила, тушь, корректоры). Многим семьям пришлось «познакомиться» с тетрадками с некачественными листами грязно-серого цвета, с пятнами и какими-то точками на них, с нечеткими линиями. Всего, как рассказала Татьяна Бенцианова, в предсентябрьский период было проверено более шести тысяч единиц изделий для детей. Забраковано и снято с реализации из-за несоответствия требованиям стандарта, просроченного срока годности, отсутствия сертификатов качества или нужной информации 99 (!) процентов проверенного товара.

Конечно же, проверены не все товары, пока что инспектора при большом желании не в состоянии это сделать. Кого еще, кроме них и родителей, волнует, во что одеты школьники? Кроме торговли и производителей, вопрос касается Минобразования. В связи с чем нельзя не вспомнить, что в «застойные» времена были строгие требования к школьной форме, которая хоть и грешила однообразием, но была достаточно качественной и, как правило, приобреталась не на один год. Нынче же директора средних учебных заведений в вопросе одежды для школьников придерживаются более демократичных подходов, не требуя единого стандарта ни в покрое, ни в цвете, — и такая позиция уже давно не является новостью для чиновников от образования. Едва ли не каждый лицей или гимназия (а то и класс) имеют свою форму. А в обычных (не престижных) школах требования к одежде еще минимальнее: как правило, директора школ и классные руководители ограничиваются просьбой о строгих костюмах любого цвета (лишь бы не ходили дети в джинсах и свитерах). Есть сведения, что в некоторых школах учителя воюют за наличие у мальчиков хотя бы пиджаков… Словом, представители образования требований к школьной форме в классическом понимании (за небольшим исключением), как правило, не выдвигают. Зато и в ситуации с пошивом и продажей одежды для школьников столь активную, как в былые времена, позицию они не занимают, отдавая приоритет решению более актуальных вопросов (работе со школьными программами, компьютеризации, кадрам и проч.). Выходит, что нынче речь уже не идет о едином стандарте школьной формы, а просто об одежде, в которой наши дети ходят в школу. Тем не менее становится ясно, что при почти полном отсутствии постоянно действующих специализированных магазинов для детей школьного возраста обманщикам раздолье, потому что форму, просто костюм или любую другую одежду для школьников родителям все равно покупать приходится. А потом, случается, повторно залатывать «дыры», в разгар учебного года снова мотаться по базарам. Ну а торговцы, зная об этой «второй волне», снова разворачивают свои палатки в ожидании покупателей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно