Отдадим «старичков» в хорошие руки…

14 января, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 14 января-21 января

— Здорово! — Да просто супер! — Можем ведь, когда захотим, — обменивалась восторгами с коллегами—...

— Здорово!

— Да просто супер!

— Можем ведь, когда захотим, — обменивалась восторгами с коллегами—участниками очередного «туристического» пресс-тура сразу после поселения в гостинице, отрекомендованной как лучшая в областном центре. Новенький, чистенький, с изысканными интерьерами и великолепной сантехникой отель и впрямь казался образцово-показательным. Представляете граничащее с шоковым состояние автора этих строк, когда, задернув штору в своем премиленьком номере, чуть не въехала лбом в торчащий сантиметров на двадцать из стены жутковатого вида толстенный черный… кабель?! Можем, одним словом. Продемонстрировать совковость даже там, где ее и в помине быть не должно.

Потенциал у украинского туризма огромнейший – это понимают все. В то же время является секретом: чтобы отрасль начала работать на полную мощность, нужна грамотная стратегия ее развития и соответствующие вложения. По ряду же причин количество бензина в баке отечественной туристической машины никак не достигнет уровня, необходимого для мощного и яркого старта. Тем временем все больше стареет, изнашивается и в конце концов пробивает обшивку нашего туристического автомобиля пугающее своей несовременностью наследие прежних времен. Одна из самых проблематичных его частей носит название «гостиничное хозяйство».

Дама глубоко постбальзаковского возраста, сделавшая круговую подтяжку лица, — вот с кем ассоциируется сегодня отечественная отельная индустрия. Из 1254 существующих в стране гостиниц, по большому счету, только каждая десятая может именоваться таковой. Остальные – из разряда «удобства во дворе». 80% номерного фонда украинских гостиниц требуют модернизации и реконструкции. Причем капитальной. На каждую тысячу украинцев приходится чуть больше двух отельных мест. В Киеве, правда, эта цифра раза в три больше, но разве сопоставима и она, скажем, с парижскими 39 или 37 венскими?.. На начало 2004-го Украина была единственной европейской страной, где не работала ни одна международная гостиничная сеть…

Одной из главных причин, серьезно тормозивших до недавнего времени развитие отельного бизнеса в нашей стране, было существование пресловутого гостиничного сбора, достигавшего в Киеве (впрочем, и не только в столице) 20% и останавливавшего львиную долю инвесторов. Сразу после упразднения этой преграды (к слову, не существующей ни в одном цивилизованном государстве) процесс заметно активизировался. В стране появляется первая национальная отельная сеть Premier Hotels, в Донецке открывается «Донбасс-Палас», вошедший в маркетинговую сеть Great Hotels of the World. Вот-вот в Киеве заработает украинский первенец сети Radisson. Не скрывают своего повышенного интереса к нашему рынку и представители Six Continents, Marriot, Four Seasons. К числу бесспорно влиятельных игроков на украинском гостиничном поле в самом скором времени присоединится французская гостиничная корпорация «Аккор», имеющая на сегодняшний день в одной только Польше почти 80 отелей. Появились реальные предпосылки для создания национальных сетей гостиниц экономического класса, небольших частных отелей и пансионатов.

Впрочем, и зарубежные инвесторы, и наши отельеры ждут создания реально действующего механизма благоприятствования строительству и реконструкции гостиниц. Пока же он отсутствует, несмотря на президентский указ, определивший развитие гостиничной инфраструктуры как один из приоритетов развития туристической и курортно-рекреационной сферы. Абсолютное большинство предложений, изложенных в вынесенном Гостурадминистрацией Украины на рассмотрение Кабмина соответствующем законопроекте, было отклонено. Добро получили только определенные таможенные льготы на ввозимое в Украину гостинично-ресторанное оборудование, которое у нас не производится, и введение льготного кредитования на строительство жилья для сельского «зеленого» туризма. Не нужно быть экспертом, чтобы спрогнозировать: не создадим в максимально сжатые сроки режим наибольшего благоприятствования для «гостиничных» инвесторов, их деньги поплывут мимо нашей страны – туда, где вышеупомянутый механизм давно и весьма успешно работает.

Ну а пока… На данный момент в Украине, кроме прочих «прелестей», существует масса убыточных отелей, давным-давно ни копейки не вкладывающих в развитие собственной материально-технической базы. Всех этих «доходяг», имеющих статус государственной или коммунальной собственности, нужно как можно скорее передать новым хозяевам, убежден председатель Государственной туристической администрации Украины Валерий Цыбух. Вопрос решается следующим образом: на базе убыточных санаторно-курортных (кроме специализированных) заведений, пансионатов и домов отдыха, находящихся в коммунальной или госсобственности, необходимо создать государственные акционерные общества. А затем передать все их акции и государственные пакеты акций ОАО, созданных на их базе ранее, в уставный фонд государственной акционерной компании «Україна туристична». Ее же задачей будет передать «старичков» в «хорошие руки» новых хозяев, которые, не меняя профиля заведений, возьмутся поставить их на ноги.

Хочешь не хочешь, а «гостиничный» разговор сегодня невозможен и без рассмотрения «евровидениевской» составляющей. Вроде бы все прекрасно осознают, что проведение в Киеве юбилейного «Евровидения» дает нам великолепный шанс «выстрелить» и заявить о себе как о весьма перспективной туристической державе. (Согласитесь, как минимум глупо не последовать примеру наших предшественников — турков, на все сто использовавших этот популярный песенный конкурс для максимально эффективного продвижения и без того небезызвестного брэнда «Турция туристическая».) Но один из главных на «евровидениевской» повестке дня вопросов «Где мы будем размещать гостей?» до сих пор остается открытым. Столица просто задыхается без двух-, трехзвездочных отелей, есть инвесторы, готовые хоть завтра начинать работать, но нет земельных участков. Даже на периферии Киева, где можно (и необходимо!) строить гостиницы экономического класса, предназначенные для массового туриста. Зато в самом центре главного города государства под элитное жилье и торгово-развлекательные центры земля, похоже, не переводится…

Когда будут разработаны четкие и прозрачные условия работы для гостиничных инвесторов? Установлена жесткая цена на земельные участки? Упрощен механизм согласований и разрешений? Когда мы, наконец, откажемся от пагубной практики «грузить» инвестора дополнительными условиями?.. Сегодня эти вопросы остаются открытыми. Наверное, и будут таковыми до тех пор, пока не начнем думать, жить и работать цивилизованно. А не устраивать «марафоны с препятствиями», которыми испытывали хозяев того же «Премьер-Паласа»: параллельно с работами по реконструкции отеля им пришлось пережить около 230 (!) согласований в различных инстанциях. Многих ли соблазнит перспектива поучаствовать в столь затяжном, нервном, затратном и совершенно непредсказуемом забеге, вопрос даже не риторический.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно