НУЖНО БЫЛО 60 ЛЕТ ПРОЖИТЬ В КАНАДЕ, ЧТОБЫ В 70 СТАТЬ ПРИЗНАННЫМ В УКРАИНЕ

11 февраля, 2000, 00:00 Распечатать

На открытии выставки украинского художника Николая Бидняка, посвященной его 70- летию, как говорится, яблоку негде было упасть...

На открытии выставки украинского художника Николая Бидняка, посвященной его 70- летию, как говорится, яблоку негде было упасть. Вся культурно-творческая интеллигенция Львова сочла за честь приветствовать этого художника. А перед тем его чествовали во Львовском театре имени М. Заньковецкой. Приветствие по случаю 70-летия художника прислал Президент Украины Леонид Кучма. Между тем в Украине Николай Бидняк, канадец украинского происхождения, стал известен менее чем 10 лет тому назад, в 1991 году. А уже в 1995-м ему присуждается Государственная премия имени Т.Шевченко за серию исторических картин и портретов подвижников украинского народа.

Картины художника действительно поражают и впечатляют. Мимо таких никогда не пройдешь. А если добавить, что все свои художественные произведения Николай Бидняк рисует… губами (в 15- летнем возрасте он остался без обеих рук), то этот феномен вообще объяснить очень трудно. Настолько тонко выполнены работы, настолько точно ложатся краски, настолько оригинально выписаны наимельчайшие детали. Умом не постичь. Это просто нужно видеть. Только огромный талант и что-то еще (похоже, сверхъестественное) помогают художнику творить шедевры.

На открытии выставки этот немолодой, но подтянутый худощавый мужчина только и смог сказать: «Еще недавно я не имел ничего, а сейчас все пришло как-то сразу. Пусть так будет как можно дольше…» Николай Бидняк прежде всего имел в виду Украину, с которой познакомился по- настоящему всего 10 лет тому назад.

Родился он в Канаде, в Торонто, хотя его родители были выходцами из Украины, с Буковины. Поэтому несколько детских лет провел у родителей отца в селе Ленковцы, недалеко от города Черновцы. И так случилось, что тот прекрасный край, запечатлевшийся в его детских воспоминаниях, люди, их традиции остались самыми яркими и незабываемыми впечатлениями его жизни. И когда в 1945 году в результате несчастного случая, произошедшего в Германии, он остался без рук, будущий художник не сдался, не упал духом, не сломился. У него хватило силы и характера получить художест- венное образование не в одном, а в двух вузах: вначале (1950—1954 гг.) в Провинциальном институте технологии и искусства в Калгари, а потом (1956—1958 гг.) в Онтарийском колледже искусств в Торонто.

Начал выставляться художник с 1959 года. Это были выставки в США, Канаде, Женеве, Мадриде, Стокгольме, Лондоне, Риме, Токио. Был он в творческих поездках в Мексике, Англии, Швеции, Германии, Испании, Венгрии. Он — член Международной ассоциации художников, которые рисуют губами и ногами. И именно эта организация, штаб-квартира которой находится в княжестве Лихтенштейн, помогала и помогает Николаю Бидняку, как и многим другим художникам-инвалидам, и материально, и морально.

О нем написаны сотни статей, сняты документальные фильмы, ведь уже много лет он считается одним из самых уважаемых украинских художников в Канаде. Среди его многочисленных наград — бронзовая медаль (Париж), Апостольское благословение папы римского, Почетный диплом Нью-Йоркского университета. А Украина его фактически не знала… Он рисовал ее историю, ее героев, выставлялся, получал премии, но душой, сердцем чувствовал свою невостребованность в той стране, для которой творил и жил…

Наверное, так было предопределено свыше, чтобы он и его творчество вернулись на родную землю, стали ее частичкой и были оценены по достоинству. В облике его судьбы в 1989 году предстала милая, талантливая, умная львовянка, певица с консерваторским образованием Мария (теперь она носит фамилию Бидняк), которая приехала в Торонто с концертной программой. Перед одним из концертов ее предупредили, что на выступление приедет художник без обеих рук. И когда он поднялся на сцену с букетом под мышкой, чтобы приветствовать ее, она сразу не сообразила, что это именно тот человек, о котором ей говорили.

— Когда увидел ее, во мне просто какая-то химическая реакция произошла, — вспоминает Николай Бидняк. — У нее прекрасный голос! Помню, тогда Мария почти не говорила по-английски, но каждому с гордостью сообщала: «This is from Ukraine». У нее не было ничего общего с типичной канадкой, с порога спрашивающей у мужчины: «У тебя есть автомобиль?» — «Нет?» — «А доходы?» — «Небольшие?» — «Тогда зачем пришел?» Откровенно говоря, мои коллеги по творческому объединению художников, рисующих ногами и губами, в основном ищут себе спутницу жизни среди женщин, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, или женятся на молодых девушках, для которых деньги — самое главное в жизни. А меня угораздило полюбить красивую женщину да еще сформировавшуюся творческую личность, для которой такой аргумент, как «финансовое обеспечение», имел весьма относительную ценность. Женщину целеустремленную, тонко чувствующую искусство и любящую сцену…

Их отношения складывались непросто. Художник просил Марию помочь ему, быть с ним рядом. Он сразу почувствовал духовное единение с этой женщиной, был уверен, что только она должна быть с ним рядом. А Мария боялась этого чувства, убегала от него.

На вопрос, что же все-таки покорило ее в этом мужчине, Мария Бидняк отвечает:

— Его великий талант, который в чужой стране был просто никому не нужен, а в родной оставался неизвестен. Его огромная сила воли, которая сегодня — редкость. Эрудиция, философский ум, который просто удивляет. Это — удивительный человек во всем. Представьте, он самостоятельно с помощью мини-трактора… губами, обдирая их до крови, высадил в Канаде две тысячи елочек. А еще Николай сам водит автомобиль. Может каллиграфическим почерком губами писать письма. И такой человек просил помощи у меня… Я не могла ему отказать…

Они поженились, и Мария Бидняк, которая пела сольные концерты от Львовской филармонии, преподавала вокал в театральной студии театра им.М. Заньковецкой, во Львовском музыкальном училище и консерватории, оставила сцену.

— Люди оставили нас в покое только тогда, когда узнали, что у Николая в банке — свой собственный счет, которым я не могу пользоваться, — говорит Мария. — Кроме того, я всегда поддерживаю его желание материально помочь обездоленным, талантливым людям. Что касается Канады, то, как видите, я живу здесь, в Украине. Мало того, живу тут вместе с гражданином Канады. Да, мы время от времени ездим на родину мужа по делам, но чтобы постоянно жить в чужой стране — этого я себе не представляю. Моя родина здесь, в Украине, и что-то кардинально менять в своей жизни я не хочу…

В 1995 году на церемонии вручения Государственной премии им. Т.Шевченко вместо обычного текста с длинным перечнем благодарностей Николай Бидняк сказал одну-единственную фразу: «Одиссей шел к своей Пенелопе 30 лет, а я к своей — всю жизнь». И сошел со сцены в зал, к своей Пенелопе, которую запечатлел уже на многих полотнах…

За это время (с 1991 года) персональные выставки Николая Бидняка трижды (нынешняя юбилейная — третья) экспонировались во Львове, а также в Тернополе, Ивано-Франковске, Киеве, других городах Украины. Жаль, что большинство его произведений с 50-х по 90-е годы кануло в Лету, просто пропало. И то, что выставляется сейчас, преимущественно 10—15-летней давности.

Сейчас Николай Бидняк — член Союза художников Украины, профессор Львовской академии искусств. Его произведения различны по тематике, жанровому разнообразию, технике исполнения, настроению, но они всегда — профессионально выполнены, оригинально задуманы и направлены на духовное общение с человеком. Художник очень настойчиво вырабатывал свой собственный, только ему принадлежащий стиль, сформировавшийся на основе неореализма, фигуративного искусства и который он старается обогатить лучшими образцами модерного искусства ХХ столетия. В это перекрещивание традиций прошлого и настоящего Николай Бидняк вносит элементы ярких традиций украинской изобразительной культуры. Он успешно работает как пейзажист, портретист, мастер тематической композиции в историко-символическом направлении, а также как талантливый мастер натюрморта.

Религиозная тематика в последние годы становится его настоящим увлечением, в ней он выступает как новатор и интересный представитель иконописания ХХ века, развивая традиции украинской иконописи XIV—XVI ст. и византийского искусства последних эпох. Он творит свои собственные иконописные образы, смело отходит в стилистических исканиях от общепринятых канонов, но сохраняет высокую духовность средневекового искусства, проектируя его на проблемы сегодняшнего дня (к примеру, картина «Чернобыльская мадонна», выполненная на березовой доске, и многие другие).

Некоторые приемы иконописи, а также символизма художник использует и в своих тематических, исторических полотнах. Он умеет думать обобщенно, создает свои собственные философские аллегории, в которых нередко «закодирован» глубокий общечеловеческий смысл.

Успешно работает Николай Бидняк также в книжной иллюстрации, почтовой марке, поздравительной открытке, рекламном плакате, карикатуре, шарже, ряде эстампных техник…

Действительно, такую работоспособность трудно себе представить даже у здорового человека. Но художник хочет еще многое успеть.

В небольшом каталоге, посвященном нынешней львовской выставке и 70-летию художника, на одном из центральных мест — графический рисунок, который приковывает внимание. Сверху выведен возраст художника: 70-ліття. А внизу, по бокам — мужские руки с выразительными пальцами, готовыми передать наисложнейшие, наитончайшие «дуновения» его таланта, души и его сердца. Руки художника, которых Николаю Бидняку так не хватает…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно