НЕСТАНДАРТНЫЕ РОДИТЕЛИ

15 февраля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 15 февраля-22 февраля

То, что в классе моего сына появилась новая девочка, я узнала на новогоднем спектакле, где та играла одну из главных ролей...

То, что в классе моего сына появилась новая девочка, я узнала на новогоднем спектакле, где та играла одну из главных ролей. Несмотря на то, что времени для подготовки у малышки было значительно меньше, чем у всех остальных ребят, она без запинки произносила огромные для первоклашки монологи, играя голосом, мимикой и жестами.

— Почему ты мне не рассказал, что в классе появилась еще одна девочка? — спросила я у сына, который обычно все школьные новости выкладывал сразу.

Малыш замялся.

— Забыл.

Допытываться я не стала, но причины такой забывчивости выяснила уже через несколько дней, когда пришла забирать ребенка из школы. В классе стоял переполох: две девочки рыдали вслух, а Марина (так звали юную артистку) сидела под задней партой и бросала на всех злобные взгляды. Воспитательница (у нас садик-школа) пояснила: «Сидели, спокойно разговаривали, а потом вдруг Марина вскочила, обозвала подруг последними словами, сломала чужую куклу, которой они играли, и бросилась домой. Я не пустила ее одну, так она забилась под парту и ждет маму».

Понятно, почему ребенок не хотел мне рассказывать о новенькой: наверняка, тоже попал ей «под руку» и теперь не дружит с ней, а раз не дружит, то и рассказывать не о чем.

— Что ж вы хотите, богема, — сказала пожилая женщина, пришедшая забирать своего внука. И, заметив мой удивленный взгляд, пояснила. — Ее родители — артисты какого-то не очень известного театра, сами постоянно ругаются, все колотят. Мы соседи, и потому я все о них знаю. До ночи у них гулянки. Неудивительно, что ребенок нервный. Жаль девочку.

Честно говоря, я сама часто завидовала детям так называемых богемных родителей. Так сложилось, что среди моих знакомых было несколько из таких семей. Их родители, как мне тогда казалось, отличались завидным демократизмом и все разрешали: рисовать на обоях, не есть по расписанию, устраивать в квартире беспорядок, поздно ложиться спать и даже не делать уроки, мотивируя это творческим кризисом. Как оказалось, у всей этой «вольницы» есть и обратная сторона – быть ребенком творческой личности нелегко. Это подтвердила и детский психолог Светлана Котурга, неоднократно работавшая с детьми богемы.

— Как правило, дети богемных родителей — тоже творческие личности, что обусловливается как генетически, так и образом жизни и воспитанием. Родители понимают, как важно умение находить собственные каналы для творческой реализации, и создают ребенку все необходимые условия. Известно, что в раннем детстве многие пишут стихи, рисуют или лепят. Поясняется это просто. Так как у дошкольников ведущей является игровая деятельность, то и фантазия в этом возрасте развита максимально. На следующем этапе, школьном, фантазии начинают уступать место реальному миру. И здесь очень важно не дать угаснуть воображению, грамотно стимулировать способности ребенка, чтобы не отбить желание творить. В большинстве своем богемные родители справляются с этой задачей, но у детей возникают проблемы иного характера.

— Наверное, вызванные свободным режимом дня и импульсивностью родителей, как, к примеру, у Марины?

— Не только. Хотя, конечно, у детей на разных этапах развития происходит процесс идентификации, отождествления себя с родителями. Ребенок копирует образ жизни, манеру поведения и реакцию на различные жизненные ситуации. Поскольку творческие личности в большинстве своем импульсивны, то ничего нет удивительного в том, что их дети также действуют, поддавшись первому порыву.

На мой взгляд, процесс воспитания в богемных семьях должен начинаться с умения родителей управлять своими эмоциями. Ведь почему импульсивность и эмоциональность захлестывают здравый смысл? Люди сразу осознают лишь свои желания, а не эмоции и чувства. Если ребенок выводит из себя, то первая реакция многих родителей — ударить или накричать. Умение же владеть собой заключается в том, чтобы попытаться осознать охватившие вас в эту минуту эмоции и чувства. Например, вы поняли, что злитесь. Но реагировать на злость можно по-разному. Согласитесь, когда вы злитесь на мужа или начальника, то не пытаетесь их сразу ударить или высказать все, что думаете. Так же и в поведении с детьми: всегда можно найти более конструктивный выход эмоциям.

Первым порывом Марины было сломать куклу, что она и сделала. Затем поняла, что поступила неправильно, обидела подружек, но как выйти из такой ситуации с честью она не знала, и решила (опять-таки поддавшись первому порыву) удрать домой. Подобное поведение приводит к определенной изолированности таких детей. Сверстники считают их агрессивными, немного странными и стараются поменьше общаться. Здесь на помощь должен прийти психолог, который поможет восстановить баланс эмоциональной и волевой сферы, научит ребенка управлять эмоциями и находить для них правильный выход.

Вообще у человека творческого (как взрослого, так и ребенка) проблема социализации часто выходит на первый план. Ему бывает очень сложно «втиснуться» в общепринятые жизненные рамки. Жесткий распорядок дня, неукоснительное выполнение требований — все это дается им намного сложнее, чем детям обычных родителей. В особенности эти трудности проявляются в начальных классах школы, где дети впервые сталкиваются с непривычным образом жизни (в садик многие не ходят). И здесь от родителей требуется терпение, чтобы помочь ребенку успешно пройти период адаптации.

— Насколько я знаю, у представителей богемы все время уходит на профессиональную деятельность, а тут такая серьезная и сложная работа, требующая массы времени.

— Это серьезная проблема многих современных семей, не обязательно богемы. Родители заняты исключительно собственными делами, а ребенку по большому счету абсолютно все равно, чем поглощена мама: собственным внутренним миром или поиском работы, ведь в любом случае он остается один на один со своими переживаниями и проблемами. А именно с душевного одиночества начинаются все детские и подростковые проблемы. Между тем, ребенку импульсивному, чувствительному в особенности нужна поддержка взрослого, способного понять и дать грамотный совет.

Случается и прямо противоположное, когда ребенок оказывается буквально «раздавлен» родительской опекой и требованиями. Поначалу малыш с удовольствием занимается рисованием, лепкой или танцами. Но позже интересы могут измениться, и то, что раньше доставляло удовольствие, теперь выполняется исключительно под нажимом взрослых, которые в мечтах уже видят своего ребенка великим музыкантом или художником и требуют от него полной самоотдачи.

Не стоит мучить малыша. Пусть он не станет музыкантом или художником, но приобретенные умения не раз пригодятся в жизни, обогатят его личность, сделают ее более гармоничной, цельной и интересной для окружающих. К слову, именно к гармоничному развитию личности ребенка — наличию своеобразного баланса эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы — должны, на мой взгляд, стремиться все родители. Если родители уверены, что у ребенка в данной области несомненные способности, то они могут помочь ему. Но не тем, что будут заставлять его заниматься без всякого интереса.

Известный психолог Лев Выготский открыл психологический закон, который назвал зоной ближайшего развития ребенка. Чтобы легче было его понять, попробуйте нарисовать простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга — дела, которые ребенок делает только вместе со взрослыми. За пределами большого круга окажутся задачи, которые ребенок не сможет выполнить ни сам, ни вместе с родителями. Так вот Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми, а не тех, которые лежат за пределами кругов. Иными словами, завтра ребенок с удовольствием будет сам делать то, что сегодня делал вместе с папой или мамой. Совместной деятельностью можно не только заинтересовать ребенка, но и дать мощный толчок его самостоятельному творчеству.

Нередко имеет место так называемое «условное принятие ребенка», когда малыша принимают и любят лишь потому, что он такой способный и трудолюбивый. Ребенок в таком случае постоянно боится не соответствовать требованиям родителей и потерять их любовь. Конечно, способности, талант — это еще и ответственность. Ребенка нужно приучать к серьезной и кропотливой работе над собой. Но и излишне перегружать также не стоит. Завышенные требования могут вызвать невроз и стойкое отвращение к любимому прежде занятию.

И еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Это формирование правильной самооценки и умения стойко переносить неудачи, «держать удар». Именно для творческих личностей эти проблемы часто выходят на первый план. Копируя поведение своих родителей, такие дети с детства считают себя «особыми», «исключительными», предпочитая общаться лишь с теми, кто придерживается такой же точки зрения на их особу. Мнения других интересуют их ровно настолько, насколько они соответствуют их собственному. Между тем, ребенок должен реально оценивать как свои достоинства, так и недостатки. Только в этом случае он сможет выдержать неизбежные в любом творчестве взлеты и падения, сохранив себя и свой творческий потенциал.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно