Межнациональный брак: ВОЛНА И КАМЕНЬ, ЛЕД И ПЛАМЕНЬ

12 февраля, 1999, 00:00 Распечатать

Эту вечную, как мир, историю, которая произошла в наши дни, я услышал под древними звездами Галилеи в Нацрет-Иллите...

Эту вечную, как мир, историю, которая произошла в наши дни, я услышал под древними звездами Галилеи в Нацрет-Иллите.

Встретились двое - араб и иудейка и полюбили друг друга. Где, как познакомились наши Ромео и Джульетта? Об этом история умалчивает, хотя нетрудно предположить, что случилось сие, вероятнее всего, в Назарете. Город, упоминаемый еще в Ветхом Завете, в основном заселен палестинцами, гражданами Израиля. Молодой, быстро растущий Нацрет-Иллит (Верхний Назарет) - исключительно евреями. Города ничем друг от друга не отгорожены. Но между ними та же незримая стена взаимной неприязни, недоверия, страха, что и повсюду на земле обетованной, где рядом проживают палестинцы и евреи. Это, однако, не мешает последним довольно часто, особенно по субботам, когда еврейские магазины повсеместно закрыты, спускаться с горных вершин в лавки, на знаменитый шук (рынок) Назарета, где по сравнительно доступным ценам можно купить все, что душе угодно. Впрочем, не столь уж важно, где - в арабской лавчонке или на шуке - наши герои впервые увидели друг друга. Потом они встречались еще много раз. Встречались и тогда, когда тайное стало явным: и родители, семьи, кланы с той и другой стороны, ужаснувшись, разразились проклятиями, угрозами, запретами. Для любви, однако, не существует ни замков, ни стен - воздвигнутых или незримых.

Однажды, возвращаясь из Иерусалима домой, Джульетта-Ханна стала жертвой очередного теракта. Истекающую кровью ее привезли в больницу. Родители, брат - офицер армии обороны, сестра все эти страшные дни и ночи, сменяя друг друга, не отходили от умирающей. Приходя в себя, она искала глазами своего возлюбленного, звала его словами из «Песни песен». А он был рядом. Не раз пытался проникнуть в палату, но предупрежденные родственниками нянечки не пускали обезумевшего от горя Ромео на порог.

В последнюю ночь ему все же удалось вскарабкаться на третий этаж и влезть в палату через окно. Брат, до этого ненадолго отлучавшийся, застал Ромео на коленях у койки умирающей. Он держал тонкую, исхудавшую руку девушки. Что-то шептал на своем языке. Приоткрыв глаза, Ханна на короткий миг узнала своего возлюбленного:«Это ты, это ты...» И со счастливой улыбкой на устах отошла в мир, где нет места ни любви, ни ненависти. О том, что произошло в последующие минуты, рассказывали по-всякому (об этой истории писали в газетах; со временем она обросла мифами, легендами). То, якобы офицер разразился проклятиями и чуть ли не застрелил ночного гостя. То, пораженный увиденным, всепобеждающей силой любви, не обронил ни слова и вышел из палаты, прикрыв за собой дверь.

...На похороны Ромео не пустили. Когда на следующее утро родные и подруги Ханны пришли на кладбище, они увидели, что могила, как ковром, усыпана розами. Так было еще много раз. Ночные посещения прекратились лишь в тот день, когда любовь наконец примирила родителей с избранником своей дочери. С ним по-прежнему не вступали в разговоры, но и не гнали прочь, не проклинали.

Говорят, что он до сих пор приходит на могилу своей Джульетты. Араб, палестинец на еврейском кладбище уже никого не удивляет.

С этой истории и начался наш разговор о межнациональном браке с психологом, директором международного гуманитарного центра «Розрада» Валентиной БОНДАРОВСКОЙ.

- Валентина Матвеевна, размышляя о семье на рубеже тысячелетий («ЗН» №12 за 1998 год), мы сознательно не коснулись темы межнациональных браков. Она настолько важна, многопроблемна, касается судеб стольких людей, что, безусловно, заслуживает отдельного разговора. Итак, с каких пор существуют межнациональные браки?

- Думаю, что с тех пор, как начали появляться города, а, возможно, и еще раньше - в период межплеменных войн, когда женами становились девушки из другого рода, племени, и нередко, - по любви. Есть же знаменитые примеры - той же Роксоланы. Очень много мы знаем исторических примеров, когда встречались люди разных культур и цивилизаций, например, Клеопатра и Цезарь. Всегда движение народов порождало встречи людей, мужчин и женщин. История свидетельствует, что от межнациональных союзов нередко рождались совершенно замечательные дети. Трудно представить себе русскую культуру без Пушкина, имевшего, как известно, предка африканского происхождения.

С позиции выживания людского рода, с точки зрения развития таланта, заглядывая вглубь веков, безусловно можно утверждать, что тенденция к межнациональным бракам является положительной, и она существует с незапамятных времен.

- Брак вообще дело нелегкое, что уж говорить о межнациональном, когда даже говорить приходится в буквальном смысле на разных языках. Какая основная трудность смешанного брака?

- Любви между мужчиной и женщиной, принадлежащими к разным расам или нациям, надлежит примирить разные культуры и разные религии. Безусловно, каждый межнациональный, межрелигиозный, межрасовый брак - это большая проблема, о чем, кстати, свидетельствует и драма, о которой вы поведали вначале.

В Соединенных Штатах, где в полном смысле слова конгломерат рас, культур, религий, за последние 40 лет сделан грандиозный шаг к расовой и национальной терпимости. Можно говорить о национальной политике терпимости. И там огромное количество смешанных браков. Не есть ли вот такой многонациональный котел, им являются США, Канада, в какой-то степени все европейские страны, прообразом нашего будущего?

Это требует тщательного и философского, и культурологического, и психо-исторического анализа. Осознаем ли мы это в полной мере в нашем молодом государстве? В связи с этим хочу обратиться к исследованию, которое на протяжении четырех лет проводили специалисты Института социологии, - об отношении населения Украины к людям разных рас и национальностей. По данным этого исследования, от 30 до 40 процентов населения Украины имеют какие-то этнические предубеждения. И это при том, что в Украине много межнациональных браков. Эти цифры, как справедливо отмечает директор института, доктор философских наук Владимир Паниотто, не могут не рассматриваться как потенциал для межэтнических конфликтов. Всегда есть опасность появления харизматического лидера, который может попытаться создать образ врага из людей какой-либо национальности. Это означает, что, уповая на апатию населения, мы можем упустить развитие конфликта как внутри семьи, так и в обществе.

- И между прочим достаточно часто межнациональный брак подвергается проверке чрезвычайными обстоятельствами. Подобное испытание - зачастую разрушающий фактор.

- Межнациональные браки всегда являются заложниками политических и межэтнических конфликтов. Вспомним трагические эпизоды событий в Венгрии 1956 года, положение советских жен. А сколько драм, трагедий породили межнациональные браки в Боснии, Армении, Азербайджане, Грузии, Абхазии... Я знаю семью, в которой муж азербайджанец, а жена армянка, у них есть ребенок. Его не признают родственники ни с одной, ни с другой стороны. Конфликт привел к тому, что они не могут быть вместе, обе общины отказываются помогать. Семья бедствует, ребенок страдает...

Нужно работать во всех направлениях - в области законодательства, воздействия на общественное сознание, ведя поиск путей исторического примирения. Как это сознательно делает Германия, преодолевая последствия тоталитарного режима.

Хочу сказать одно: если мы хотим, чтобы о нас говорили как о цивилизованной нации, мы должны создать в нашей стране обстановку национальной, религиозной, расовой терпимости. Все люди имеют право свободно развиваться. Когда межнациональный брак - своеобразный барометр общества - становится явлением обычным, привычным, не вызывает у людей отрицательных эмоций, это несомненно свидетельствует о здоровом социальном климате.

- Рассмотрим ситуацию большого города, например, такого, как Киев, где издавна живут украинцы, русские, евреи, а кроме этого еще поляки, армяне, греки, ассирийцы и все больше появляется арабов и представителей черной расы. здесь, пожалуй, смешанный брак - вполне естественное явление.

- И тем не менее подводные камни дают о себе знать. Можно выделить разные типы межнациональных браков, характерных для современного большого города. Первый тип - это браки между людьми, выросшими в так называемых ассимилированных советских семьях, в которых отошли от религии, часто от национальных обычаев, при общем атеизме населения, навязанном сверху, имея в качестве примера психологическую модель нового советского человека. Второй тип - брак, заключенный в условиях проживания бок о бок представителей разных рас. Это в какой-то степени типично для США. И третий тип смешанного брака - когда члены семьи исповедуют разные религии.

Я позволю себе выделить еще один тип смешанного брака - межкультурный, который заключается между жителями стран, сильно отличающихся по обычаям, уровню цивилизованности, психоистории.

В упоминаемом в начале беседы социологическом опросе пугающе выглядят цифры, демонстрирующие отношение к представителям черной расы (девять из десяти опрошенных не хотели бы видеть их членами своих семей). С одной стороны, мы всегда считали себя интернационалистами и были полны сочувствия к угнетенным народам (вспомним кинофильм «Цирк»). С другой - вспомните, как обычно смотрят обыватели на детей от межрасовых браков. Хотя к сожалению, известны случаи некорректного поведения африканских студентов, которые и вызывают у обывателя негативную реакцию по отношению ко всем неграм вообще.

Я думаю, очень важно во всех средствах массовой информации, в детских садах и школах подчеркивать, что главное в человеке не то, какого цвета у него кожа, а то - порядочный он или непорядочный. В США, например, в каждом объявлении, в каждой рекламе присутствуют представители трех рас - белой, черной, желтой. Это государственная политика.

Что касается межкультурных браков, то вспомним Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток». У нас даже в Украине существуют проблемы во взаимопонимании между западными и восточными украинцами. Разные исторические судьбы, разные ментальности, то, что одни находились в составе Австро-Венгрии, Польши, другие - России...

- Вы немного коснулись межрелигиозных проблем в браке. Это достаточно мощный источник жестоких препятствий перед молодой парой, и не всегда они разрешаются мирно.

- К сожалению, мировые религии до сих пор относятся друг к другу нетерпимо. И это, безусловно, отражается на отношениях между конкретными людьми.

Эту историю я услыхала от американки украинского происхождения, профессора истории одного из университетов США. Одна из ее дочерей полюбила индуса. Когда дошло до заключения брака, встал вопрос: в какой религии и культуре (кроме общеамериканской) будут воспитываться будущие дети. Неправда ли, мы к такому не привыкли? Украинская семья настаивала на том, чтобы дети воспитывались как украинцы. Жених согласился, и соглашение соблюдается и поныне. Сам индус выучил украинский язык. Это пример, где все разрешилось счастливо по взаимному соглашению. В большинстве же случаев так не происходит.

Исторически проблема решалась так, что один супруг принимал религию другого, отрекался от своей. Система, из которой такой человек вышел, его отречение воспринимала отрицательно. И в такой смешанной семье всегда стоял вопрос, как воспитывать детей. Ведь дети не сами делают выбор. Например, в рассказанном мною случае, возможно, детям от брака украинки и индуса ближе бы оказалась культура и религия Индии…

- В смешанный брак вступают не только мужчина и женщина, но и два языка, две культуры, две ментальности. Один вариант - он или она полностью ассимилируются. Другой - каждый из партнеров знает и любит язык, литературу, культуру как своего народа, так и народа, с представителем которого его связала судьба. Какой вариант предпочтительнее для семейного счастья?

- Как муж и жена между собой договорятся - и тот и другой вариант имеют место быть. Я только хочу рассказать несколько историй.

В Киевском политехническом институте учились студент из Венгрии и девушка из небольшого украинского городка. Они встречались несколько лет и были так счастливы, что, глядя на них, окружающие думали: «Вот подтверждение тому, что настоящая любовь существует». Наконец они поженились и... смогли прожить вместе считанные месяцы. К сожалению, их семейная жизнь сложилась по схеме, описанной американским психологом по проблемам семьи Вирджинией Сатир: когда юноша и девушка встречаются - во время, свободное от работы, денежных проблем, они не вспоминают об обычаях своих предков. Взаимная симпатия и любовь возникают в праздничной атмосфере, и молодым людям кажется, что так жить они будут всегда - и в браке тоже. Наши молодые люди сразу же после свадьбы столкнулись с непреодолимым препятствием: муж-венгр указал жене-украинке ее место в семье (согласно венгерскому менталитету главой является мужчина). А она с этим не согласилась.

Еще один пример. Во время гражданской войны в 1937 году маленького мальчика вывезли из Испании в СССР. Здесь он вырос, но его главной мечтой стало вернуться на родину. «Мой брат здесь женился, был очень счастлив, - рассказывал он. - Когда ему удалось добиться возвращения на родину, естественно они поехали вместе. И... вскоре вернулись. Жена брата не смогла жить в Испании, ее не устраивали испанские обычаи и нормы, определяющие положение женщины в семье и обществе. Вот поэтому лично я не хочу связывать себя любовью к русской девушке».

Не так давно мне довелось неделю прожить в семье моего коллеги в Германии. Жена немка, муж турок, у них три дочери. Это поразительный пример компромиссов в быту и уважения к обычаям, ментальности и религиям своих родителей.

Я бы хотела обратить внимание и тех, кто состоит в смешанном браке, и тех, кто только готовится его создать: все проблемы, связанные с религией, языком, обычаями, муж и жена могут и должны обсуждать. Эти проблемы не нужно сбрасывать со счетов - они существуют и сами собой не разрешатся - разрешить их могут лишь взаимная договоренность, сближение позиций, поиск разумных компромиссов.

- Дети от смешанных браков закономерно впитывают ценности двух культур или, в поисках своей национальной принадлежности, находятся в постоянном компромиссе с собой и семьей?

- В следующем тысячелетии детей от смешанных браков будет все больше. Ведь происходит грандиозная миграция населения - как насильственная (результат войн и насилия), так и мирная. Нарастает и количество мигрантов в Украину. Мы уже не закрыты от мира. А значит, люди встречаются, влюбляются, вступают в межнациональные браки, у них рождаются дети. Я наблюдала за развитием ребенка, у которого в ближайших поколениях смешалось шесть национальностей и три религии. Как водилось во времена тотального атеизма, проблемы национальной и религиозной идентификации с ребенком специально не обсуждались. И было интересно наблюдать, как у мальчика вдруг возник интерес к еврейской культуре, потом угас, как проявились черты ярко выраженного немецкого характера, и как, наконец, живя вдали от Украины, взрослый человек пришел к украинской национальной идентификации. Примечательно, что давление со стороны родственников отсутствовало. И кстати, семья научилась обсуждать подобные проблемы совсем недавно.

И семейное воспитание, и образование должны строиться так, чтобы ребенок, родившийся от межнациональной связи, не чувствовал себя чужим в семье и в стране. Смутные чувства, бродящие в юной голове, - лакомый кусочек для экстремистов и сектантов. Только сознательно проникшийся чувствами религиозной и национальной терпимости человек сможет ощутить себя в гармонии с окружающим миром, своими корнями и своим настоящим.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно