МЕНЕДЖЕР — НЕ ПРОФЕССИЯ, А СТИЛЬ ЖИЗНИ

23 февраля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 23 февраля-2 марта

В голове нашего человека, одуревшего от необходимости постоянно быть на рысях, чтобы иметь элемен...

В голове нашего человека, одуревшего от необходимости постоянно быть на рысях, чтобы иметь элементарную возможность поесть вечером, понятие «менеджер» давно заняло свое место в нише, где складируется то, с чем вроде бы все ясно, но если попросят выразить словами, то... Черт его поймет, что это такое! Менеджер — и этим все сказано. Кому надо, тот разберет. Естественно, каждый разбирает по-своему.

С появлением рыночной экономики моментально «нарисовался» менеджер как факт. Cразу же появились люди, знающие и готовые обучать этому нелегкому ремеслу. Институты, ранее выпускавшие инженеров-конструкторов левого зазубренного поршня вечного двигателя, с готовностью открыли факультеты менеджмента для дальновидной молодежи, благодаря чему у нас есть теперь в ассортименте дипломированные бакалавры экономики — специалисты по менеджменту и маркетингу.

Сейчас профессия менеджер на отечественном рынке труда является наиболее востребованной, а люди, работающие по данному профилю, чаще всего самыми неквалифицированными. Парадокс? Ничуть. Скорее закономерность. Нынешние работодатели изобрели уникальные специальности, кардинально отличающиеся по профилю, но совершенно не разнящиеся на слух. Поэтому каждый уважающий себя безработный точно знает: в конце концов можно и менеджером. Опять же, пролистав издания, публикующие информацию о предлагаемых на данное время вакансиях, вычитываешь столько о профессиях, название которых начинается со слова «менеджер» (одни списки предъявляемых к кандидатам требований чего стоят), что даже люди, получившие в свое время данную квалификацию, мягко говоря, теряются.

Набирают: менеджеров по обучению, по персоналу, по маркетингу, по проектам, по рекламе, по ВЭД, по продажам, по сбыту, по закупкам, финансовых менеджеров, офис-менеджеров, менеджеров бэк-офиса, менеджеров-делопроизводителей, продакт-менеджеров, брэнд-менеджеров. Попадаются и такие типично отечественные изобретения, как менеджеры по продажам услуг, менеджеры торгового зала и менеджеры по контролю за деятельностью сотрудников.

Для справки. «Менеджер (от англ. manage — «управлять»): 1) наемный профессиональный управляющий предприятия; специалист в области управления производством; 2) предприниматель в профессиональном спорте, развлекательном бизнесе, организующий выступления спортсменов, артистов. Менеджмент — управление, заведование, организация, совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом продукции с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности». (Краткий словарь иностранных слов. 1995 г.)

И все же, несмотря на ущербность отечественного бизнеса, есть у нас профессионалы в данной области. Асами они стали не благодаря обширному опыту университетских преподавателей, а замерзая на рынках и прогибаясь под тяжестью мешков с товаром. Эти менеджеры способны продать коровье седло клиенту, за всю жизнь не видевшему ни одной живой коровы.
Сформировалась прослойка людей, сознательно посвятивших свою жизнь купле-продаже, научившихся делать на этом очень неплохие деньги (благо законодательство позволяет). Покрутившись в этой сфере, вдохнув ни на что не похожий запах проносящихся мимо денег, понимаешь: менеджером не становятся, менеджером рождаются. На генетическом уровне должен быть заложен нюх, способность находиться в постоянном движении, умение решительно отметать сегодня то, за что вчера мог сделать вдовой жену лучшего друга. И еще — общение. Тяга к общению прежде всего. У настоящего менеджера техника установления связей как деловых, так и не очень, доведена до уровня рефлекса. Он делает это автоматически, мимоходом, по дороге от продуктовой палатки до дверцы машины, еще не зная, чем будет ему полезен человек, но уже понимая — персонаж неординарный, в хозяйстве, пожалуй, может на что-нибудь сгодиться.

В нашей стране, может быть, не так явно, исподволь, но идет процесс преобразования экономики. Люди, которым в недалеком будущем предстоит стать крепким фундаментом общества, сейчас об этом и не подозревают. Пока вывод можно сделать только один: успех — не закономерность, успех — это жизненная позиция, а менеджер — не профессия, менеджер — это социальная ориентация.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно