Мастер кораблей

9 ноября, 2007, 14:22 Распечатать Выпуск №42, 10 ноября-18 ноября

Нынешней осенью исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Борисовича Байбакова, выдающегося и...

Нынешней осенью исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Борисовича Байбакова, выдающегося инженера-кораблестроителя, главного конструктора и начальника Центрального конструкторского бюро «Ленинская кузница». Под руководством и при непосредственном участии Александра Борисовича было разработано более ста проектов судов различного назначения, множество проектов судовых механизмов, построено более пяти тысяч судов.

Александр Байбаков родился 7 сентября 1907 года в городе Сквира Киевской области в семье юриста. После окончания Киевской электропрофшколы сменил несколько временных работ, в частности был чертежником на киевском заводе «Большевик». В 1928 году Александр пошел работать конструктором на киевский завод «Ленинская кузница». С этим заводом и его конструкторским бюро и была связана вся его дальнейшая жизнь.

В то время велось строительство Днепровской ГЭС. С введением ее в действие решалась проблема беспрерывного судоходства по всему Днепру. Взамен незначительного числа сильно изношенных судов, оставшихся от дореволюционного флота, требовался мощный речной флот. Высший совет народного хозяйства УССР решением от 22 июня 1928 года сосредоточил речное судостроение для Днепровского бассейна на заводе «Ленинская кузница». Была утверждена программа судостроения на 1928—1931 годы.

Для проектирования и технического обслуживания строительства, а также для сдачи судов на заводе было создано судомеханическое конструкторское бюро (КБ). В это бюро и пошел работать Александр Борисович. Сначала конструктором, затем старшим конструктором и начальником сектора, а с 1935 года — начальником конструкторского бюро.

В 1931 году Байбаков окончил вечернее отделение Киевского индустриального института (ныне НТУУ «КПИ»), получив квалификацию инженера-механика. Уже через пять лет он был назначен на должность главного инженера судоверфи. С 1938 года Александр Борисович — главный конструктор завода.

До начала войны при непосредственном участии Александра Борисовича, а затем и под его руководством в КБ были спроектированы и построены баржи, колесные буксиры, грузопассажирские и пассажирские колесные пароходы, грузовые теплоходы, плавающие мастерские, а также военные корабли — минные заградители и мониторы. Всего было разработано 37 проектов, по которым построено 435 судов.

Суда строились в основном на заводе «Ленинская кузница», а также на других заводах СССР. Они предназначались как для Днепровского бассейна, так и для других рек — Лены, Печоры, Северной Двины, Дуная, Амударьи, Волги, Амура.

Мониторы (военные суда), созданные на заводе «Ленинская кузница», успешно зарекомендовали себя в Великой Отечественной войне в составе Днепровской, Азовской и Дунайской военных флотилий. Один из них, монитор «Железняков», участвовал в боевых действиях с 1941-го по 1945 год. За это время он прошел более 40 тысяч километров. Экипаж трижды отмечался правительственными наградами. В 1967 году монитор навечно установлен в парке завода «Ленинская кузница».

С началом Великой Отечес­твенной правительство приняло решение об эвакуации завода «Ленинская кузница» в город Зеленодольск Татарской АССР. Председателем комиссии по эвакуации завода был назначен А.Байбаков. К середине июля 1941-го вывезли 5185 человек (в том числе 1682 — работавших на заводе), 6025 тонн оборудования и имущества. Своим ходом отправили десять кораблей.

Александр Байбаков
Александр Байбаков
В Зеленодольске сотрудники завода «Ленинская кузница» пополнили коллектив завода им. Горького. Александр Борисович стал главным конструктором объединенного завода им. Горького, а в сентябре 1943 года — главным инженером. В годы войны завод производил боеприпасы, строил бронекатера, ремонтировал боевые корабли Волжской военной флотилии.

В апреле 1945-го Александр Борисович вернулся на завод «Ленинская кузница», где и стал начальником и главным конструктором специального конструкторского бюро завода. Задача стояла непростая — возродить речной флот Украины, практически уничтоженный в войну.

С 1945-го по 1953 год было разработано 32 проекта, по которым построено более тысячи судов. Назовем некоторые из них.

По проекту речного буксирного парохода мощностью 400 л.с. было выпущено 145 судов, из которых 75 строились в Венгрии. А головной буксирный пароход был включен в Государственный план развития и восстановления народного хозяйства СССР для постройки на ряде заводов Советского Союза. Байбакову и группе работников завода «Ленинская кузница» в 1948 году была присуждена Государственная премия.

Интересен и проект речного колесного двухъярусного пассажирского парохода. Головное судно сдали в эксплуатацию в 1951 году. Это был первый в СССР послевоенный пассажирский пароход. Судно было рассчитано на 350 пассажиров и 30 тонн грузов. Скорость корабля составляла 20 км/ч. Пассажирские пароходы этого проекта успешно эксплуатировались длительное время в речных бассейнах СССР и Украины.

К 1953 году задача восстановления речного флота Украины была решена. Теперь возникла другая проблема: страна остро нуждалась в продовольствии. Выполнению этой задачи в значительной степени должен был способствовать крупномасштабный промысел рыбы в морях и океанах. Правительство приняло решение создать морской и океанский рыболовный флот.

Одним из направлений в работе СКБ стало проектирование средних морских рыболовных траулеров. Однако специалистов не хватало. Срочно нужно было осваивать технику рыболовства и технологию обработки рыбы, новую холодильную технику, организовать специальные подразделения по разработке проектов. Уже в ноябре 1954 года первый траулер был построен и сдан заказчику.

Проектирование морских рыбопромысловых судов стало главной специализацией СКБ на последующие годы. Было построено более 300 таких судов, они эксплуатировались в промысловых районах морей СССР, а также Атлантического, Тихого и Индийского океанов.

В 1966 году было завершено проектирование, а в 1967-м — построен первый отечественный средний рыболовный морозильный траулер с кормовым тралением, что значительно повышало эффективность судна. За его создание Александр Борисович, группа конструкторов ЦКБ и работников завода «Ленинская кузница» получили Государственную премию Украины.

Средние рыболовные траулеры-сейнеры эксплуатировались в составе экспедиций в различных районах Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Были спроектированы и построены суда для лова рыбы в Азово-Черноморском бассейне, суда для лова тунца у западных берегов Африки, для лова креветок в Красном море и многие другие. Под руководством Александра Борисовича и при его непосредственном участии был спроектирован среднетоннажный морской рыболовный флот СССР, который обеспечивал до 30% вылов морской рыбы.

Важным направлением деятельности Александра Борисовича было проектирование озерно-речных земснарядов. Первый из них был спроектирован в 1953 году и через год сдан в эксплуатацию. В 1960 году построили 46 более совершенных земснарядов. Они поставлялись в основные водные бассейны СССР, а также в Болгарию, Венгрию, Индонезию, Вьетнам и Финляндию.

Корабль-памятник монитор «Железняков» на Рыбальском полуостров
Корабль-памятник монитор «Железняков» на Рыбальском полуостров
Александр Борисович внес весомый вклад в проектирование и строительство научно-исследовательских судов (НИС). Первое из них было спроектировано в 1959 году для исследований озера Байкал. Разрабатывались и строились проекты НИС для рыболовно-поисковых работ, для получения и обработки метеорологических данных, для исследования магнитного и гравитационного поля Земли, физических и химических свойств воды, флоры и фауны морей и океанов, проведения морских инженерно-геологических исследований и т. д.

Любое дело, за которое брался Байбаков, он доводил до конца. Этому способствовало редкое умение Александра Борисовича подбирать сотрудников, которым он подавал личный пример ревностного отношения к делу.

Одно из главных достижений Александра Байбакова — воспитание поколений квалифицированных специалистов, носителей научно-технического потенциала по проектированию судов. Он любил молодежь, верил в ее неисчерпаемый творческий потенциал, смело назначал молодых специалистов на руководящие посты в ЦКБ. 17 учеников Байбакова стали лауреатами различных государственных премий.

Деятельность Александра Борисовича была многогранной. Он успевал уделять внимание и литературе, и истории, и искусству, и общественной деятельности. Это был необыкновенный по своим душевным качествам человек, который снискал всеобщее глубокое уважение и любовь. Он умел выслушать собеседника, дать дельный совет, ценил время людей и уважал мнение каждого работника.

За заслуги в развитии отечественного судостроения Александр Борисович Байбаков награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями, удостоен почетных званий лауреата Государственной премии СССР и лауреата Государственной премии Украины. Его имя носит один из рыболовных траулеров проекта, построенный на заводе «Ленинская кузница». На доме, где жил А.Байбаков, установлена мемориальная доска.

Умер Александр Борисович в 1976 году и похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно