Крестный путь сельской церквушки

Поделиться
350 лет назад община села Рукомыш, что под древним Бучачем на Тернопольщине, решила построить в селе Божий храм...

350 лет назад община села Рукомыш, что под древним Бучачем на Тернопольщине, решила построить в селе Божий храм. Место под скалами выбрали не случайно: в этих пещерах, спасаясь от монголо-татар, в XIII веке находили убежище киевские монахи после осквернения лавры на Печерских холмах. Вскоре божьи люди перебрались в Бучач, где и основали монастырь, а в вырубленной в скале келье остались жить и служить несколько убеленных сединами монахов. К ним продолжали тянуться паломники и местные крестьяне. Старожилы утверждают, что на вершине горы можно отыскать фундамент часовенки великомучеников Бориса и Глеба. Внизу, у подножия скал, и возвели церковь имени святого Онуфрия. В старинных летописях говорится, что строилась она на деньги сельского старосты и общины.

Времена были неспокойные — крымские татары совершали опустошительные набеги, — неудивительно, что стены сделали прочные (в полтора метра толщиной), а на окнах установили витые решетки. В бабинце (месте слева, где во время службы стоят женщины) до сих пор сохранился вход в подвал. Священник отец Михаил Суканец, чьими усилиями и удалось отреставрировать сооружение, рассказал:

— В этом приходе я служу уже 15 лет, но смельчаков спуститься в подземелье и обследовать его пока нет, так что от греха подальше, дабы детвора из любопытства не лазила, пришлось надежно забить железную дверь в подвал. Недавно приезжали львовяне, осмотрели местность, скалы и пообещали снарядить спелеологическую экспедицию. Пусть уж лучше скалолазы спустятся вниз и посмотрят, что находится под церковью. Не исключено, что внизу есть захоронения. Ни ордынцы, ни иные захватчики не уважали наши святыни, оскверняли церкви, кладбища, вот и приходилось крестьянам бренные останки служителей церкви и уважаемых людей прятать в местах, где их никто бы не нашел.

Кстати, предположение о захоронении подтвердил и биоэнергетик, которого несколько лет назад пригласил осмотреть местность председатель Бучачского горсовета Омелян Оверко. Чудаковатый мужчина долго ходил со своими палочками по двору и внутри церкви, по склонам горы и в конце концов поведал, что под постройкой находится огромная пустота, ходы из которой ведут к пещерам и, возможно, к самому Бучачу, к монастырю отцов василиан и полуразрушенному замку. Г-н Оверко несколько лет назад подготовил и отправил в Киев докладную записку, предложив рукомышскую церковь вместе с городком Бучач занести в перечень архитектурных заповедников. Именно в Бучаче располагалась мастерская гениального скульптора Иоганна Георга Пинзеля: сведений об этом мастере, жившем в ХVIII веке, практически не осталось, но именно вытесанные им из камня произведения украшают местную ратушу и церковь св. Онуфрия в Рукомыше. Лишь самые известные храмы Галичины, в том числе собор святого Юра во Львове, увенчаны скульптурами этого мастера-новатора, владевшего неповторимой пластикой. Но ответа на докладную нет и по сей день…

Что касается скульптуры св.Онуфрия, то уникальны не только само произведение в стиле барокко, но и его история. По словам отца Михаила, впервые осматривая церковь, он обратил внимание на старинные иконы и «боввана», как окрестили местные крестьяне непонятную фигуру, установленную на центральной арке входа на территорию обители. Десятилетиями храм стоял, покинутый на произвол судьбы. Со временем стала протекать крыша, а на месте уничтоженного купола вырос клен. Не пощадили время, непогода и церковную утварь, колокола; неудивительно, что иконы, стенные росписи тоже находились в жалком состоянии — все пришлось реставрировать. К сожалению, спасти удалось лишь образ св.Параскевы, два других еще находятся у реставраторов, но восстановить их едва ли удастся.

Но главная церковная святыня здесь — статуя св. Онуфрия, принадлежащая резцу Пинзеля. Согласно уцелевшим церковным книгам тех времен, вторую половину своей жизни скульптор жил в Бучаче, работал в мастерской графа-мецената Николая Потоцкого. Вероятно, выполняя заказ сельского старосты, Пинзель и ваял великомученика, известного и чтимого святого аскета, свыше 20 лет проведшего в пещере. Удивительно, но в Мюнхенском музее хранится боцетти св. Онуфрия — небольшая по размерам (до 12 см) копия работы. Об этом сельскому священнику сообщил директор львовской галереи искусств Борис Возницкий.

— Когда я принял приход, фигура на арочных воротах и в самом деле напоминала «боввана», — разводит руками отец Михаил. — Перед праздниками местные женщины так старательно из года в год белили ее известью, что в конце концов в скульптуре трудно было распознать человеческую фигуру. По словам реставратора, он снял со скульптуры сантиметровый слой извести!

Молодой инициативный батюшка не всем в селе пришелся ко двору. Один местный «активист» ночью снял старинный колокол и разбил его. Кузнец из Бучача взялся отремонтировать его, но вернуть родной голос колоколу не сумел. Старожилы утверждают, что где-то на церковном дворе спрятано еще два, меньших колокола, но найти их пока не удается.

Летом прошлого года в приходе отметили 350-летие необычной церкви. С недавних пор в эти священные края снова начали стекаться богомольцы со всей Галичины, Закарпатья, Волыни. Здесь они исповедуются, причащаются, слушают молитвы. Рукомышская церковь — сверстница Николаевского храма в Бучаче. В округе таких старинных (намоленных, говорят в народе) церквей больше нет. Поэтому прихожане хотят возвести вокруг сельского храма крестный путь Иисуса. В прошлом году к Пасхе успели построить и освятить восемь часовенок. Одна не похожа на другую, так как символизируют то, пояснил отец Михаил, что с каждым шагом все тяжелее казался Спасителю крест — символ грехов человеческих, и острее впивались в его чело шипы тернистого венца. Когда дорогу завершат, будет она не традиционной: кроме обычных двенадцати терций прихожане возведут тринадцатую — символ тернистого пути Украины.

О том же, что земля эта на самом деле святая, свидетельствуют исторические факты. В годы Второй мировой войны в этих краях проходили кровопролитные бои, и местные жители прятались под величественными скалами, там, где была церковь Бориса и Глеба. И снаряды от них будто бы отводила чья-то незримая рука.

Помнят церковь и пещеры последние минуты жизни бывшего воина УПА Юрия Михайлецкого. Более двадцати (!) лет прятался он в этих крах: в Рукомыше жила его родная сестра с семьей. В 1967 году тяжело больной вышел он погреться и сел на склон холма. Кто-то заметил его и донес в органы. Два дня людей заставляли ведрами носить землю и засыпать пещеру, в которой успел схорониться Михайлецкий. Поняв, что выхода нет и его либо похоронят заживо, либо арестуют, Юрий облил себя бензином...

Минувшей осенью Рукомыш посетил Ежи Гоффман со своей кинематографической группой. Известный польский режиссер долго снимал старинную церковь. Восторженно осматривая природу, церковь и скалы, выдающийся режиссер, словно завороженный, все повторял: «Это же украинский Люрд!»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме