КОРОЛЕВА ПАРИЖА

14 октября, 1994, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 14 октября-21 октября

Перед вами, читатель, две парижанки. Маленькую зовут Марианной. Как она мне поведала, ей пять лет, ни читать, ни писать пока не умеет...

Перед вами, читатель, две парижанки. Маленькую зовут Марианной. Как она мне поведала, ей пять лет, ни читать, ни писать пока не умеет.

А имя второй знает весь мир. Она старше Марианны ровно на столетие. И вот уже больше века остается самой популярной парижанкой нашего времени. Ежегодно дань уважения почтенной даме отдают миллионы гостей французской столицы. Лувр с Венерой Милосской, «Джокондой» и другими сокровищами принимает за год в своих многочисленных залах меньше посетителей, чем три смотровые площадки 320-метровой железной башни на левом берегу Сены. В ясные погожие дни перед заходом солнца с третьей площадки, с 274-метровой высоты открывается не только весь Париж с его пригородами, но и все, что окрест, на расстоянии до 90 км. Далеко не сразу признали парижане смелое творение Гюстава Эйфеля, созданное ко Всемирной выставке 1889 года, - четырехугольную в сечении пирамиду, на сооружение которой понадобилось 7,5 тыс. т стали. В 1887 году в Париже был опубликован манифест «Работники искусств против башни Эйфеля». В нем говорилось: «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные любители ненарушенной до сих пор красоты Парижа, протестуем во имя французского вкуса, искусства и французской истории и выражаем свое сильнейшее негодование проектом возведения в центре нашей столицы чудовищной и бесполезной Эйфелевой башни, которую народная молва уже окрестила «Вавилонской башней». Не впадая в экзальтацию шовинизма, мы имеем все же право сказать во всеуслышание, что Париж до сих пор оставался городом, не имеющим себе равных в мире, и неизменно вызывал у людей со всех концов света любопытство и восхищение. И мы сами собираемся подвергнуть его профанации? И впредь Париж должен будет ассоциироваться с меркантильным, вычурным воображением конструктора машин, что нанесет городу непоправимый урон и обесчестит его? Потому что Эйфелева башня, от которой отказалась даже коммерческая Америка, несомненно, обесчестит Париж. Каждый это знает, каждый об этом говорит, каждый этим огорчен, а мы лишь слабое эхо всеобщего чувства тревоги. Наконец, когда иностранцы приедут, чтобы посетить нашу выставку, они удивленно воскликнут: «Что? Вот эту мерзость французы нам показывают, чтобы дать представление о своем хваленом вкусе?» Они будут правы, потешаясь над нами, потому что Париж божественной готики, Париж Жана Гужона, Жермена Пилона, Париж Пуже, де Рюда, де Юари и др. станет Парижем господина Эйфеля. Чтобы понять, что произойдет, достаточно хоть на мгновение представить себе высоченную, смехотворную башню, возвышающуюся над Парижем наподобие гигантской фабричной трубы, подавляя своей дикой массой собор Нотр-Дам, Сент-Шапель, Дом инвалидов, Триумфальную арку, все наши униженные монументы, все наши архитектурные сооружения, которые растворяются в этом чудовищном, сие. В течение многих лет мы будем видеть падающую на город наподобие чернильного пятна одиозную тень одиозной башни...»

Воистину нет пророка в своем отечестве! В числе подписавших этот манифест был и Мопассан. Один из самых рьяных противников проекта, сказывают, довольно-таки оригинальный способ прятаться от «безобразного скелета»: писатель обедал в ресторане на... самой башне. «Это единственное место в Париже, где я не вижу ее», - говорил он.

С годами к башне не только привыкли, но и привязались, полюбили ее. «Железное чудо» прославляли на своих полотнах такие художники, как Пикассо, Марке, Утрилло, Руссо, воспевали поэты - назову хотя бы Аполлинера, Прево, Маяковского, Кокто.

«Королева Парижа», как называл Эйфелеву башню Жан Кокто, конечно, заслужила все эти почести. И не только за свою красоту. Она уже давно и щедро помогает ученым, людям многих профессий. Так, большие прожекторы-маяки, укрепленные на ее вершине, служит ориентиром для авиалайнеров и мирских судов. Заметив их, капитаны находят затем береговые маяки, пилоты узнают о приближении к Парижу задолго до того, как видят огни аэропорта. На башне находится уникальная метеостанция. Здесь также ведется измерение суточных колебаний атмосферного электричества, степени загрязнения и радиации атмосферы.

Отсюда во все края Франции транслирует свои передачи парижское телевидение. Наконец, ультракоротковолновые передатчики башни используются радиостанцией и городскими службами - пожарными и полицией.

Для подъема на башню Эйфель спроектировал гидравлические подъемники. Они безотказно работали полвека и внезапно сломались в июне 1940 года, когда в Париж вошли гитлеровские войска. В течение четырех лет, пока во французской столице оставались оккупанты, башня, к их досаде, была закрыта. Специально выписанные из Берлина инженеры так и не смогли наладить работу лифтов. Как только Париж был освобожден, старый служащий спустился лишь на полчаса вниз - сначала под западную, а потом под восточную опору башни, - и подъемники, к великой радости парижан, заработали, Эйфелева башня снова стала символом Парижа, и ее первую увенчали трехцветным национальным флагом. Он взвился над столицей в полдень 25 августа 1944 года...

Самая знаменитая парижанка, отметившая весной 1989 года свой вековой юбилей, переживает сейчас вторую молодость. Башню реставрировали, удалили с нее лишнюю краску и пыль, копившуюся многие десятилетия, сняли второстепенные конструкции. Устаревшие гидравлические подъемники, правда, не все, заменили современными скоростными лифтами, «Королева» сразу похудела на тысячу тонн и стала еще привлекательнее и элегантнее. Дизайнеры и электрики «сшили» для нее новый вечерний световой наряд - роскошный ажурный туалет.

Гюстав Эйфель, подаривший Парижу «железное чудо», увековечил свое имя вместе с самой популярной парижанкой. У северной опоры башни стоит его золоченый бюст с лаконичной надписью: «Эйфель, 1832 - 1923». Этот талантливый человек, который построил много замечательных сооружений и во Франции, и в других странах, нередко говорил о любимице, носящей его имя: «Мне следовало бы испытать чувство ревности к башне. Ведь она гораздо известнее меня».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно