Кому доверить ребенка?

29 апреля, 2010, 13:57 Распечатать Выпуск №17, 29 апреля-14 мая

В прошлом году пришлось готовить репортаж с праздника 1 сентября. Когда спросил у директора школы, какие у него первоклассники, тот лишь печально покачал головой...

В прошлом году пришлось готовить репортаж с праздника 1 сентября. Когда спросил у директора школы, какие у него первоклассники, тот лишь печально покачал головой. Они, конечно, разные, но немало из них к школе ни физически, ни интеллектуально не готовы, поскольку многих воспитывали бабушки или вообще они были предоставлены сами себе.

В конце XVI в. английский философ, педагог, один из основоположников эмпирической психологии Джон Локк первым в истории разработал новую систему воспитания подрастающего поколения, положив в ее основу светские принципы. Свои педагогические взгляды он изложил в трудах «Мысли о воспитании» (1693 г.) и «О воспитании ума» (публ. 1706 г.). Локк разработал и философско-психологическую теорию «чистой доски», которая состоит в отрицании существования в сознании человека врожденных идей и представлений. Он утверждал, что психика человека с рождения похожа на чистую доску или чистый лист, где еще нет ни единой надписи.

Теория «чистой доски» привела Локка к признанию решающей роли воспитания в развитии ребенка. На девять десятых люди становятся добрыми или злыми, полезными или опасными благодаря воспитанию, считает он. При этом, опираясь на практику тогдашнего дворянского воспитания, ученый отстаивает домашнее, индивидуальное воспитание детей и категорически выступает против школьного образования, поскольку последнее является отражением общества, которое по своей сути аморально.

Что сегодня думают о детских садиках современные родители? Некоторых из них мы попросили высказать свое мнение по этому поводу.

Не хочу в садик

«Моему сыну в садике не нравится, потому что там ему не позволяют играть собственными игрушками, а только теми, которые есть в группе, — говорит мама трехлетнего Петруши. — Ни в коем случае не отдам ребенка в садик. Он у меня особенный, а там из него сделают солдата».

«А мою Галочку в садике обижали, поэтому я забрала ее оттуда», — это мнение еще одной мамы.

О том, что в садиках особенно не панькаются с детьми, знаю по собственному опыту. В детстве мы с младшим братом тоже посещали это учреждение. И все вроде было неплохо, но брат постоянно капризничал. Не хотел туда ходить, и никакие уговоры не помогали. Вскоре его забрали из садика. Уже через годы история повторилась со школой-интернатом. «Не хочу быть в общежитии, ходить и спать по команде» и т.п.

Немало нынешних малышей тоже протестуют против «казарменной» дисциплины. Именно поэтому родители нередко отдают детей в садик только перед самой школой — чтобы там их научили читать и писать.

Еще одна причина, почему дети не хотят ходить в садик, — их (садиков) перегруженность. Детям там некомфортно, они устают, а у воспитательниц просто нет времени, чтобы уделить каждому достаточно внимания. Сегодня в некоторых группах насчитывается от 30 до 40 малышей. Это не дает возможности общаться индивидуально, осуществлять надлежащий уход, а следовательно, ухудшает качество воспитательной работы. Ребенок лишен возможности побыть в одиночестве, поиграть с любимой игрушкой. Его психика начинает давать сбои.

— Не все дети могут посещать детский сад, — считает заведующий Львовского областного детского психоневрологического диспансера Мария Ярко. — Есть очень болезненные дети, которые в большей степени нуждаются в материнской опеке. Прежде всего эмоциональной. Но это не означает, что мама должна постоянно быть с ребенком — это тоже ненормально. Во взрослом возрасте такой ребенок никого не воспринимает, у него проблемы с созданием собственной семьи, в отношениях с другими людьми. Этот негативный отпечаток остается на всю жизнь. В садике ребенок социализируется с ровесниками, учится, приобретает опыт. Там есть специалисты, которые больше, чем родители, способны содействовать развитию ребенка.

Оставлять ребенка дома — не выход, утверждают психологи и педагоги. А бывший директор детского сада Людмила Зинюк вообще считает, что без садика сегодня нельзя: «Лично я могла бы своими силами воспитывать своего внука, но твердо убеждена, что мы бы с ним не справились. Как ни хорошо дома, но ребенку нужен коллектив. Именно он формирует характер, учит жить по правилам».

Кому о Котигорошке?

Вскоре в садиках начнет действовать программа подготовки детей в школу, предусматривающая занятия в составе подгруппы. То есть, если в группе 20—25 малышей, то их разделят на подгруппы по интересам. Например, десять хотят слушать сказочку о Котигорошке, еще десять — рисовать, остальные пятеро — поливать цветы. И воспитательница должна обеспечить им эту возможность.

— Это европейские стандарты, — говорит директор садика №94 г. Львова Ярослава Ясницкая. — Но обеспечить их исполнение очень сложно. Ведь в западных странах детские группы состоят максимум из 15 человек. К тому же, кроме воспитателя, есть ассистент-помощник. В Украине очень слабая материальная база, да и штат садика ограничен.

Именно такую форму воспитания выбрали во львовском частном «Дитячому садку п. Ганни». В каждой группе от 15 до 20 детей, кроме воспитательницы есть помощница и няня. Часто практикуют группы по интересам. Пока одни дети рисуют, другие лепят или слушают сказку. Каждую неделю воспитатель придумывает какую-то тему — например «Желтый цвет». Детям дают задания в течение недели замечать этот цвет всюду, где только возможно, — на занятиях по математике или английскому языку, экскурсиях по Львову или во время прогулки. В основе воспитания — методы, заимствованные из программы «Украинское дошкольничество» Оксаны Винницкой, которая сейчас является почетным послом Канады в Украине. Главные акценты сделаны на мягком подходе к ребенку, игровых методах умственного и физического развития. «Не все, конечно, нам подходит, но мы дополняем ее собственными достижениями», — рассказывает заместитель директора детского сада Анна Коваль.

Среди прочих можно выделить также садик «Раз-два-три», где реализуют программу «Учимся думать». Делают это на простых историях. Например: на занятиях под названием «История и истории» детям предлагают разгадать появление веночка, который по просьбе воспитательницы приносит одна из девочек. «Очевидно, были в лесу и сплели веночек», — высказывает предположение одна из девочек. «Нет, купили на базаре», — возражает мальчик. И когда варианты исчерпываются, обладательница веночка говорит о его реальном происхождении. И так еженедельно какая-то новая история.

— Это очень хорошо, что воспитатель может самостоятельно выбирать программу воспитания, — считает директор педагогического колледжа Львовского национального университета имени Ивана Франко, кандидат педагогических наук Дана Бородий. — Но иногда за программой забывают о ребенке. Не навреди — этот принцип действует не только в медицине…

Коллективизм — минус плохие привычки

— Дети, которые приходят к нам из детского садика, больше приспособлены к пребыванию в школьном коллективе, — рассказывает директор Львовской средней общеобразовательной школы №8 Михаил Эрстенюк. — Те же, кто его не посещал, хуже организованы, труднее привыкают к коллективу. Но справедливо и то, что дети из детского садика приобретают многие негативные черты коллектива, им не хватает внутренней культуры.

В отличие от других школ, директору этой специализированной школы с немецким языком обучения намного легче работать: здесь есть возможность выбирать учеников. Действует жесткий конкурсный отбор, во главе угла которого специальные психологические тесты.

— Чтобы составить свое мнение о ребенке, мне достаточно видеть его глаза, — утверждает М.Эрстенюк. — Если конкретнее, то для нас важно не то, умеет ли ребенок считать и писать — этому мы научим, а знает ли, что в городе есть театры, был ли он там, знает ли, что за памятник установлен около оперного театра, что знает о своей семье.

— Все проблемы и беды нашего государства, — убежден директор, — идут из семьи. Ведь многие семьи, зарегистрированные официально, в действительности таковыми не являются. Потому что, когда отец или мама на заработках, а ребенка воспитывают бабушка с дедушкой, в этом нет ничего хорошего. Родители жалеют детей и присылают им из-за границы деньги, считая, что делают хорошо. Потом, вернувшись с заработков, приходят с просьбой взять их ребенка в школу. А что может сделать школа, если глаза у ребенка пустые? А все из-за того, что он рос без материнской ласки.

— Не нужно спешить учить ребенка читать и писать, знать таблицу умножения и т.п. Наступит время, и он сам захочет выучить буквы. Но его нужно развивать: водить в театр, на экскурсии в горы или лес, рассказывать, как растет цветок, как работает двигатель машины. Раз в неделю водить в церковь — это очень хорошо, — считает М.Эрстенюк.

Он — за коллективное воспитание детей, но категорически против «колхозов», нивелирующих детские души. Садик должен взять за основу домашнее воспитание, а не творить что-то общее и часто непонятное. Чтобы время, проведенное там, не сводилось только к физическому пребыванию. Сегодня в государстве нет концепции детского воспитания. Но к этому вопросу надо возвращаться и возвращаться. Обязательно следует подключить церковь. Не имеет значения — греко-католическую, православную, украинскую или русскую, адвентистскую или евангелистскую. Церковь должна научить, что кроме тела есть еще душа...

Сейчас же множество детей находится вне школы, вне детского садика, вне дома. «А когда ребенок вырастает на улице, то никакая школа уже не поможет», — разводят руками наши педагоги. И очень хорошо, что для детей, у которых отсутствует семейное воспитание, есть детский садик. Именно он, по мнению педагогов, должен был бы закладывать и развивать элементарную христианскую и семейную любовь. А дальше уже школьные учителя постараются не растерять их воспитание.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно