Киев—Москва: «родимые пятна» индустрии гостеприимства

22 апреля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №15, 22 апреля-6 мая

Мы привыкли, что такого дивного сала, как у нас, нет нигде в мире. Верьте или нет, но вкуснейшим украинским национальным продуктом вас попотчуют и в самом центре… Белокаменной...

Мы привыкли, что такого дивного сала, как у нас, нет нигде в мире. Верьте или нет, но вкуснейшим украинским национальным продуктом вас попотчуют и в самом центре… Белокаменной. Правда, не где-нибудь, а в одном из ресторанов гостиницы «Украина». Здесь же можно заказать и такой родной каждой украинской душе борщ, и нежнейшие котлеты по-киевски. Подкрепились? Тогда вперед, на прогулку по Москве: прямо по курсу — набережная Тараса Шевченко, дальше на выбор — фланируем по Украинскому бульвару или движемся в сторону Киевского моста…

Много общего и у украинского, а точнее киевского, и московского гостиничных хозяйств. Отсутствие полноценной гостиничной базы (в основном, трехзвездочных отелей, составляющих основу для массового туризма) — наиболее очевидное «родимое пятно» индустрии гостеприимства обеих столиц. И украинские, и российские эксперты единодушны: главные города Украины и России станут востребованными у зарубежных туристов только тогда, когда прежде всего, будет упразднена громоздкая бюрократическая процедура выдачи виз и решена проблема недостатка гостиниц туристического класса. Кстати, в Москве под их строительство уже выделено около 40 площадок. В Киеве же этот вопрос который год находится в подвешенном состоянии: земельных участков не только в центре, но и на окраинах города нет и, похоже, не предвидится.

В то же время и у москвичей не все идет так гладко, как бы им хотелось. С одной стороны, есть серьезные намерения городских властей превратить город в туристическую Мекку и связанные с этим планы увеличить до 2010 номерной фонд московских отелей втрое (с 64 тыс. гостиничных мест сегодня до 170—180 тыс.), построить сеть малых гостиниц, реконструировать старые средства размещения и т.д. С другой — сейчас складывается довольно парадоксальная ситуация, во многом противоречащая планам правительства г.Москвы. Дело в том, что реконструкторская политика подразумевает либо полное разрушение старого отеля и возведение на его месте нового современного и гораздо более вместительного комплекса, либо кардинальную перестройку и достройку «пожилой» гостиницы. Темпы же вывода из эксплуатации старого номерного фонда столицы РФ пока значительно превосходят введение в строй нового. Появление достаточного количества новых серьезных игроков, способных снять напряжение на рынке гостиничных услуг, не следует ожидать ранее 2007—2008 г., прогнозируют специалисты. Поэтому несколько последующих лет, в условиях значительного превышения спроса над предложением, московские гостиничные услуги по-прежнему будут дорожать.

И киевские, и московские земельные участки и объекты недвижимости весьма недешевы, посему потенциально привлекательны только для крупных инвесторов. Общедоступные механизмы вложения капиталов в строительство гостиниц для представителей малого и среднего бизнеса и в украинской, и в российской столице отсутствуют, рынок непрозрачен, существует масса рисков, характерных для ранних стадий реализации инвестиционных проектов… Все это превратило инвестирование и финансирование строительства гостинично-туристических объектов в сугубо профессиональный бизнес, недоступный для широкого круга предпринимателей. Да и имеющиеся инвесторы порой оказываются в совершенно разных условиях: с одних — пылинки сдувают, с других — спрашивают по полной программе. И за «того парня» в том числе…

Еще одна серьезная проблема — сегодня как киевские, так и московские инвесторы предпочитают финансировать строительство жилья, офисных и торгово-развлекательных центров. Оно и понятно. Эти рынки характеризуются в целом высоким уровнем доходности — от 25 до 50% годовых на вложенные средства. Доходность же гостиничного бизнеса не превышает двадцати процентов годовых. Да и окупаются гостиничные проекты в среднем только через 7—8 лет, тогда как то же жилье — через два-три года. Усугубляет ситуацию отсутствие эффективной системы стимулирования инвесторов. В итоге заманить серьезных игроков в гостинично-инвестиционные «сети» нечем, а в городских бюджетах денег на строительство отелей нет.

Весьма деликатный вопрос — взаимодействие участников инвестиционного процесса на этапе реализации проекта. То права и интересы одного или даже нескольких участников не соблюдаются, то строительство резко подорожает, как выясняется, из-за отнюдь не совершенных проектных решений… В итоге нарушается нормальный ход инвестиционного процесса, увеличиваются сроки строительства, а порой даже меняется инвестор или гостиничный оператор. Яркие тому примеры — появление в Москве пятизвездочного «Арарат Парк Хаятт Москва» вместо ранее планируемого «Хилтон Большой», инвесторский «калейдоскоп», сопровождающий строительство киевской «Святой Софии»… Естественно, все это совсем не положительным образом сказывается на туристически привлекательном имидже обеих столиц.

Хотя киевская и московская индустрии гостеприимства и имеют много общего, они отнюдь не близнецы. В Москве уже несколько лет работают сетевые отели: на сегодняшний день их там целых семь. Киев же в самом начале «сетевого» пути: у нас только-только открылась первая гостиница подобного рода. Что, безусловно, презентует столицу Украины далеко не с лучшей стороны, поскольку сам факт отсутствия сетевых отелей существенно снижает желание многих потенциальных зарубежных гостей побывать в нашей стране. Ведь, как известно, единой системы категоризации (присвоения гостиницам звезд) в мире не существует, а сетевые стандарты едины для всех родственных отелей вне зависимости от того, находятся они в Праге, Пекине или, скажем, Нью-Йорке. Даст Москва фору Киеву и по количеству четырех-, пятизвездочников. В столице РФ таких около тридцати, их киевских «собратьев» можно пересчитать по пальцам одной руки.

Впрочем, все имеющиеся недостатки не помешают нам достойно принять гостей «Евровидения»: и мест в отелях хватит на всех, и цены на гостиничные услуги в мае не подскочат, как опасались до недавнего времени. (Хотя, если вдуматься, куда им еще подскакивать?!) По крайней мере, так утверждает руководство Национальной телекомпании Украины (НТКУ) — организатора конкурса. Не так оптимистичны руководители Главного управления гостиничного хозяйства, туризма и курортов Киевской госадминистрации. Например, они сомневаются, что избранный НТКУ туроператор, который будет отвечать за размещение «евровидениевских» гостей в киевских отелях, полностью справится с поставленной задачей. Предприятие «Бітско» (а речь именно о нем) по многим показателям откровенно пасет задних, поэтому непонятно, чем оно сумело настолько обаять руководство НТКУ, что именно ему поручили столь ответственное задание.

Кроме того, не будем забывать, что достойный прием — это не только столичные гостиницы, многие из которых, к слову, до сих пор не готовы осуществлять расчеты с клиентами при помощи пластиковых карточек. Но и надлежащее транспортное обслуживание, организация питания, услуги переводчиков, экскурсионные программы и т.д. Сможем ли мы по всем этим статьям не ударить лицом в грязь? А с какими впечатлениями разъедутся по домам обитатели палаточного городка?.. Ведь, согласитесь, так не хочется, чтобы кто-то из иностранных журналистов, прибывших к нам в мае, впоследствии съехидничал: «В плане подготовки киевское «Евровидение» полностью оправдало один из своих официальных цветов: зеленые они еще — устраивать мероприятия подобного уровня»…

Автор благодарит Национальную туристическую организацию Украины и гостиницу «Украина» (г.Москва, РФ) за организацию московского пресс-тура.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно