«КАНДЕЛЯБР» ПАРАКАСА

7 октября, 1994, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 7 октября-14 октября

Одна из величайших загадок Перу все еще окутана тайной Небольшой городок Писко, что привольно рас...

Одна из величайших загадок Перу все еще окутана тайной

Небольшой городок Писко, что привольно раскинулся на побережье океана в двух с половиной сотнях километров к югу от Лимы, славится типично перуанскими блюдами из рыбы и всевозможной морской живности, но еще больше - гигантской фигурой, известной под названием «Канделябр». Фигура «начертана» на склоне внушительной песчаной горы, расположенной в соседней бухте Паракас, прямо напротив острова Кангальян. Она давно уже превратилась в достопримечательность Писко, манящую к себе туристов со всего света. Особое внимание уделяют ей ученые - перуанские и иностранные историки, этнографы, археологи, а в последнее время - физики.

Но «Канделябр» по-прежнему хранит свою тайну.

В стародавние времена бытовала версия, будто бы «Канделябр» был изображен испанским монахом фраем РамономРохасом, известным как «падре Гватемала», который был отправлен в Перу в ссылку. Совершая паломничество из Лимы в Ику и «неся аборигенам слово божье», он и его последователи достигли Паракаса, где и «начертали» на горе фигуру в качестве этакого «Послания потомкам». Может быть, поэтому за ней сохранилось и другое название, правда, в наши дни редко употребляемое, - «Три креста».

Затем предположения стали возникать одно за другим. Кто-то считал, что речь идет о «Древе Жизни», которое служило культовым изображением во времена далеких цивилизаций и которому поклонялись древние обитатели зоны Писко-Паракас. Появился целый ряд «морских» версий. Одни, например Эдуардо Гарсиа Морено, автор книжки «Кодекс пиратов», утверждали, что «Канделябр» - знак, который оставили флибустьеры, бороздившие эти моря, нападавшие на испанские каравеллы и грабившие прибрежные города; в этих местах пираты, дескать, укрывались от преследования И отдыхали. Другие высказывали мнение, что «Канделябр» служит ориентиром и предупреждением для иностранных моревателей, которые достигали так называемого Бокерона, - зоны между горой с «Канделябром» и расположенными напротив нее островками; зона эта исстари слыла опасной, так как море здесь постоянно волнуется из-за сильных ветров, которые местные жители окрестили словом «паракас» - по названию расположенного по близости полуострова. Однако сторонники такой точки зрения затрудняются сказать, кто же «нарисовал» фигуру на склоне песчаной
горы.

В Писко мне доводилось слышать и такую версию «Канделябр», мол, изобразили местные рыбаки, чтобы ориентироваться в этой части побережья и быстрее находить дорогу к дому Рыбаки, говорили мои собеседники, и сегодня пользуются гигантски» «указателем», поскольку он виден с моря на расстоянии три-четыре мили.

Все эти версии, мнения предположения основаны в сущности исключительно на зрительном восприятии «Канделябра» их авторами никакой серьезной, базы по, ними нет. Иными словами как и сам «Канделябр», они построены «на песке» Вместо того, чтобы ответит на главные вопросы - кто когда и зачем «нарисовал гигантскую фигуру на пес чаном склоне и почему он на протяжении веков, а, может, и тысячелетий выходи победительницей из жесте ких схваток с морскими ветрами и песчаными бурями, эти версии и предположения лишь порождаю новые вопросы.

Что же представляет собой загадочный «Канделябр Паракаса. Представьте себе читатель, склон песчаной горы, спускающийся к воде по углом 45-50 градусов. На нем - канавы шириной мерно четыре метра и глубиной два метра. Высота центральной колонны фигуры - от основания до «макушки» - чуть больше 100 метров. Расстояние между двумя его «руками» - около 200 метров. Не правда ли, весьма внушительные масштабы для монашеского «Послания потомкам» или для рыбацкого «указателя»?!

Но, пожалуй, главная особенность «Канделябра» заключается в том, что никакие «паракасы», сколь сильными они ни были, оказались не в состоянии ни засыпать, ни «сдуть» фигуру с песчаного склона горы...

А теперь, чтобы отчетливее представить себе масштабность и характер «перуанской загадки» и значение, какое может иметь серьезное, научное объяснение этого явления, зададимся и мы некоторыми вопросами.

Если «Канделябр» - дело рук человеческих - древних обитателей перуанского побережья или испанских монахов, то почему не известно ни одного упоминания об этом, причем ни в какой форме? Такие цивилизации, как Паракас (возникла в 700 г. до н.э.) или Наска (возникла в 300 г. до н.э.), достигли довольно высокого развития, о чем говорят материальные свидетельства этих культур (великолепные гончарные изделия, ткани), и наверняка Наска или Паракас постарались бы запечатлеть в рисунках на глиняных сосудах или тканях такое свое гигантское и неповторимое творение. А уж об испанских монахах и говорить не приходится: им человечество обязано подробнейшим описанием конкисты и народов, которых покоряли испанские завоеватели в Латинской Америке. Поэтому можно не сомневаться в том, что фрай Рамон Рохас постарался бы обессмертить свое имя в веках, прокопай он действительно эти невероятные рвы на песчаной горе.

Если «Канделябр» - «рыбацкий указатель», то почему его «свечи» направлены не в сторону Писко, а в глубь территории, причем не вообще в сторону суши, а в направлении пампы Наска - той самой Наски с ее таинственными фигурами и линиями, полосами и площадками, о которой многие узнали из книг исследователя фон Деникена и его фильма «Воспоминания о будущем»? Иными словами, существует ли связь между «Канделябром» Паракаса и «космодромом» Наски? От перуанских летчиков я слышал, что «Канделябр» лучше всего виден с воздуха, к тому же с весьма значительного расстояния. (Кстати, линии и фигуры Наски видны только с воздуха, причем среди фигур есть изображение на склоне одного из холмов человека (?) в скафандре, но большинство авторов почему-то избегают о нем упоминать).

Если «Канделябр» - ритуальный знак, то каким образом древние люди могли поклоняться ему, если он виден только с моря и с воздуха? Если же это - часть древнего «астрономического календаря» (есть и такая версия), то, что может означать или символизировать собой фигура в форме «трезубца»?

Словом, чем дальше в лес...

Немецкая исследовательница Мария Райхе, на протяжении почти 50 лет (начиная с 1942 года) пытавшаяся расшифровать таинственные фигуры Наски и сумевшая лишь вычислить общую для них математическую величину («локоть» - 38 сантиметров), считала «космодром» единым гигантским «астрономические календарем», хотя так и не смогла объяснить, как древние предки перуанцев могли? им пользоваться. «Канделябр» Паракаса она «вписала» в свою гипотезу, сравнивая его с «доинской доской», служившей богам своего рода «посадочной площадкой», и подчеркивая, что он был не более чем религиозным, культовым символом.

Припоминается последняя встреча и беседа со знаменитой исследовательницей «фигур Наски». Это было в городе Наска, где «Дама пампы», как уважительно окрестили ее перуанцы, жила в отеле «Турист» в номере предоставленном ей пожизненно правительством Перу Несмотря на тяжелую болезнь и свои 80 лет, она сохраняла полную ясностей мысли.

«Канделябр»? - Она по жала плечами. - Этот oгромный геометрически правильный «трезубец» не имеет ничего общего с фигурами пампы, если не считать en ритуального назначения». «А то, что «зубцы» его направлены в сторону пампы?», - осторожно возразил я. «Ну я бы сказала, что они указывают вообще в южную част Тихого океана», - сухо произнесла Мария Райхе, давая понять, что «тема исчерпана»...

Между тем, ни на один из основных вопросов ответа до сих пор так и не найдено. Ученым не удалось установить хотя бы возраст «Канделябра», как, впрочем, и фигур Наски:

Тема, разумеется, была исчерпана. Ибо признать даже предельно гипотетическую связь между «Канделябром» и фигурами Наски значило бы выйти за рамки версии «астрономического календаря», привязанной исключительно к пампе Наска. К тому же пришлось бы искать ответ на теперь уже общий для «Канделябра» и фигур вопрос: каким образом, несмотря на минувшие столетия (а, быть может, и тысячелетия), они сохранились в своем первозданном виде до наших дней? Допустим, что даже сильные ветры не сдвинули со своих мест камни, которыми выложены фигуры Наски (осадков здесь вообще не выпадает - ни капли, никогда). Но «Канделябр»? Он-то «выложен» на песке!.. По одной из гипотез, его «канавы» как бы «отталкивают» песок и потому их не засыпает. Если не отвергать эту - фантастическую гипотезу с маху, то возникнут новые вопросы, что это за «механизм отталкивания»? Кто его заложил? Как он действует? С какой целью это сделано? А, может, ответ и вовсе простой - ветры, дескать, дуют со стороны моря, поднимаясь снизу вверх по склону песчаной горы, сами продувают «канавы» «Канделябра», не давая им ни осыпаться, ни засориться. Сказал же поэт: «Мы часто ищем сложности вещей, где истина лежит совсем простая»...

В перуанской печати нет-нет, да проскальзывали сообщения о том, что, мол, ветры «Канделябра», и посему Национальный институт культуры, муниципальные власти Писко и Паракаса должны проводить работы по «очистке» фигуры. Но дальше требования «выделить средства» на такие работы и на охрану «памятника» дело обычно не шло.

Между тем, в охране «Канделябр» действительно нуждается. Одно время повышенное внимание уделяли ему искатели сокровищ, поверившие, видимо, в версию о «пиратском знаке». В различных местах, особенно в левой части фигуры, они оставили после себя вырытые ямы. Иногда там находили, правда, не сундуки, зарытые корсарами и флибустьерами, а... деревянные гробы с останками людей. Как выяснилось, некоторые местные жители, оказавшиеся в связи с экономическим кризисом в тяжелом положении, хоронили в «Канделябре» своих умерших родственников. Местные же рыбаки, не будь дураками, воспользовались этими фактами, чтобы воспламенять воображение туристов байками о том, как «недавно в «Канделябре» обнаружили клад и останки пиратов - ценности унесли, а кости бросили...» Наносят ущерб «Канделябру» и любители мотокросса: одно время среди «золотой молодежи» столицы было модным прокатиться в Паракас и оставить на холме, а еще лучше на самом «Канделябре» следы покрышек своего автомобиля или мотоцикла.

Как раскопки, проводимые «искателями сокровищ», так и визиты любителей мотокросса служат напоминанием о необходимости сберечь уникальную фигуру для серьезных исследований, Тем более, что «Канделябр» находится в зоне, объявленной «Национальным заповедником Паракас».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно