Господа, не толкайтесь животами!

13 мая, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 13 мая-20 мая

Я не замахиваюсь на невозможное и не пытаюсь рассказать о том, что такое Игра. Ведь недаром старожилы Игр мягко, но настойчиво предупреждают — и не пытайтесь, все равно не получится...

Я не замахиваюсь на невозможное и не пытаюсь рассказать о том, что такое Игра. Ведь недаром старожилы Игр мягко, но настойчиво предупреждают — и не пытайтесь, все равно не получится. Я попробую лишь чуть-чуть приподнять занавес…

Итак, участники процесса.

С одной стороны, компания «Медиа-Ключ» (МК) — авторы и исполнители уникальных программ «Ключевые фигуры», «Ключевые команды», проекта «Ключевой резерв». В свободное время развивают организации корпоративных клиентов, разрешают неразрешимые проблемы, реанимируют организации, которые умирать не хотят, а так, как жили, дальше жить не могут. Не называют себя управленческими консультантами и следят, чтобы ИГРЫ не «обзывали» тренингами.

Название «Ключевые фигуры» говорит само за себя. Ключевыми фигурами — управленцами самого высокого уровня в компаниях — не рождаются. Ими становятся. И почему бы не сделать это с помощью рефлексивных игр? Пять игр этой серии (КФ, КФ-2 и так далее), несмотря на общее название и базовую идею, абсолютно непохожи друг на друга. Недавно завершившаяся
КФ-5 — особое детище «Медиа-Ключа». Проект ориентирован на создание команд ключевых фигур, которые способны «разрулить» бизнесовый замысел от идеи до рыночного результата.

Вторая сторона — владельцы бизнеса и управляющие высшего звена (сокращенно ВиУ — владеющие и управляющие), которые хотят передать часть своих управленческих функций в надежные руки. Они — клиенты, заказчики и одновременно участники игры.

Третья сторона — кандидаты на ключевые фигуры бизнеса — высококлассные наемные специалисты-управленцы, которых так не хватает ВиУ для воплощения своих идей и замыслов. Они — соискатели, претендующие на соответствующие должности, и участники игры.

Отдельная группа — обучающиеся — организаторами изначально не планировалась. Постепенно начали приходить заявки на участие от тех, кому не нужна ни работа, ни работники, но нужен личностный рост, который обеспечивает игра.

* * *

МК— это что-то вроде бизнес-свахи, которая при помощи Игры «знакомит» ВиУ со своими «ключевыми фигурами» (да простят мне такое сравнение корифеи-игротехники). К примеру, потенциальный жених — 50-летний состоятельный вдовец без вредных привычек желает создать семью с высокой блондинкой не старше 30-ти. Соответствующая же блондинка ищет богатого мужа. Их запросы вроде бы чудесно «паруются». Но въедливая компания МК ехидничает: посмотрим-посмотрим, как вы уживетесь друг с другом. И устраивает пятидневные смотрины в виде ужатой во временном интервале, но вполне реалистичной модели будущей жизни. Вариант первый: «молодые», прожив насыщенную игровую жизнь, «женятся» и, возможно, даже проживут вместе долго и счастливо. Второй — жених найдет свою судьбу с чернявой пышечкой, разменявшей пятый десяток. Третий вариант — поймет, что на самом деле вовсе не хочет жениться... Кстати, и блондинка может обнаружить, что пожилой вдовец — вовсе не то... При этом приобретенный опыт у каждого — реальный, а набитые «шишки» — игровые!

Кстати, использовать свой новый опыт или аккуратно положить на полочку, чтобы иногда протирать тряпочкой, каждый решает для себя.

* * *

Участником Игры пятого проекта программы «Ключевые фигуры» — КФ-5 стала и автор этих строк. Итак, на сайте вывешен список вакансий (согласно заявкам, принятым от ВиУ). Конкурс резюме — первый этап отбора. Второй — заочное тестирование управленческих свойств. Затем — возможно собеседование с потенциальным работодателем и, наконец, встреча с экспертами «Медиа-Ключа» и психологическое тестирование.

И вот тех, кто прошел огонь, воду и медные трубы, в означенное время собирают на базе отдыха под Одессой, где предстоит прожить пять необычных суток.

Процесс пошел!

Вечером, в день приезда — первое установочное собрание (так называемый пленум). Организаторы-игротехники говорят нам об идее КФ-5 — создании эффективной команды, которая способна преобразовать любой замысел в рыночный результат. Ведь бизнес-идею мало родить, ее надо вовремя отдать на воспитание в руки надежного «педколлектива». Только тогда из нее вырастет не беспризорник, а что-то путное.

Утром мы отправились работать в группах. В каждой — свой игротехник. Начали со знакомства и предъявления личных целей, с которыми приехали на игру. Среди нас — финансисты, пиарщики, коммерсанты, аналитики. Понятно, что группа — это заготовка под команду, которая должна состояться за пять суток. То есть важно понять, что мы можем и хотим делать как команда, «родить» идею и реализовать ее прямо на игре.

Оказалось, что придумать интересную идею и для себя, и для тех, кому ты будешь ее презентовать, процесс весьма непростой. Группа личностей — это не сумма их возможностей! Да и возможности тоже не те — ни тебе секретаря, ни административного права. Только личные способности заставить других слушать тебя. Игра действительно дает возможность увидеть человека таким, какой он есть, — это открытие мы сделали уже на данном этапе.

После мозгового штурма, долгих споров наша группа наконец нашла близкую всем тему и решила стать «консалтинговой фирмой». На вечернем пленуме, где выступали с докладами все группы, мы призвали «субъектов нашего рынка» приносить нам реальные заказы.

Второй день начался с рефлексии, то есть с анализа. Мы пытались за фразами и действиями рассмотреть истинные цели и позиции групп. По большому счету не очень понимая, зачем и кому это надо. Как первоклассник, спешащий одеть форму, не почистив зубы, большинство членов группы с радостью бы пропустило этот утренний «урок». Внутригрупповой бунт «зачем думать, действовать надо», завершился вместе с окончанием анализа. Возникла необходимость определить цель на ближайший пленум.

«Когда не знаешь, куда ты хочешь попасть, бесполезно спрашивать дорогу».

Китайская поговорка

Работа кипит

Еще одна кочка, о которую спотыкаются в игре почти все. Чтобы «включиться» и отработать с пользой для себя эти пять игровых дней, важно понять: реально только то, что «работает» здесь и сейчас. Вот почему крайне невыгодно стоять в стороне, наблюдая за игрой.

К нам пришел первый заказчик. Он желает дать нам заказ, но еще не придумал какой. После долгих переговоров всплывает тема создания кодекса взаимоотношений на игре. Клиенту, похоже, все равно — сам заказ его не особо интересует. Да и мы не уверены, нужен ли нам такой заказчик. Но отвечать за свои слова надо, и проект «Кодекс» поступает в работу.

К вечернему пленуму группа убеждена — валютой в нашем игровом мире, где нет денег, но есть рыночные отношения, является внимание. Оценить успешность работы группы можно по проявленному к ней интересу и готовности других к совместной деятельности.

Поэтому следующий доклад напоминает смесь КВН и клоунады. Дешевую популярность заработали, а зачем? Между прочим, на «рынке», кроме нашей «консалтинговой фирмы», уже существуют рейтинговое агентство, антикризисная компания, НИИ управленческой науки и одна группа, столь сильно желающая руководить, что по законам физики вызывает подсознательное желание сопротивляться...

Диогены и полководцы

Время уплотнилось и то, что в «большой жизни» происходит за год, здесь проживается за день. В течение пяти минут ситуация может кардинально измениться. Одни начинают активно налаживать межгрупповое общение и ощущать себя полководцами, понимающими, куда и зачем выдвигать полки. Другие по-прежнему закрыты для внешних контактов. А ведь то, что хорошо для Диогена, не всегда полезно для бизнес-структуры....

Цели группы тесно связаны с целями каждого, ошибки группы — это ошибки каждого. Ай-яй-яй, где же управленческие качества, чтобы не просто «построить» других, но еще и сказать простую фразу: «Это буду делать я»? Хотя произносить-то как раз и не обязательно. Обязательно делать.

Один из бесценных подарков игры, презентованный и апробированный на пленумах, — «вопросы на понимание». Их задают в конце каждого доклада, чтобы прояснить для себя позицию группы, начинают волшебными словами «Правильно ли я понял, что...» и предполагают только три варианта ответа. (Завуалированное отношение к докладу или докладчику, которое укладывается в формулу «правильно ли я понял, что ты сам дурак!» вопросом на понимание не является!). Оказалось, что вопрос — грозное оружие, с помощью которого можно и защищаться, и нападать. Кстати, для выражения своей точки зрения на пленуме тоже существует установленная форма. Но не для того, чтобы изображать борцов сумо, толкающихся животами, а чтобы обозначить свою позицию, соответствующую личным и групповым целям.

Спрячьте плетки, господа!

В командах — разброд и шатание, споры, даже расколы... Кто-то палит из пушки по воробьям, кто-то зарылся в науку, кто-то копает от забора до обеда.... Теперь уже ясно, что пленум необходим, чтобы дать нужный посыл остальным участникам игры и узнать их реакцию. Но нужно четкое понимание своей цели и целей других групп. А с этим у многих явные трудности...

Личные цели трудоустройства уже давно отошли на задний план, главным теперь является стремление познать этот новый, неожиданно открывшийся мир.

Стены в общем зале уже давно оклеены всевозможными плакатами, объявлениями, рейтингами и котировками. Жизнь кипит. Всю ночь нарезали и раскрашивали салфетки — разрабатывали рекламную кампанию. Главное — мы, наконец, научились нормально взаимодействовать друг с другом. Вспомнился фильм «Еще раз о Красной Шапочке», где капризный ребенок королевских кровей заявлял: «Тебя излупят плетками, и полюбишь меня как миленькая!». В итоге девчонки подружились только, когда все плетки попрятали!

Под конец я решила достичь и своей личной цели и сделала группе заказ: провести опрос на тему: «Сможете ли вы рассказать дома, что такое Игра?» 80% участников, играющих впервые, считают, что смогут. Среди тех же, кто имел опыт участия в играх «Медиа-Ключа», 80% говорят, что сделать этого не смогут. Кстати, опрос был проведен днем, а вечером, на итоговом пленуме, некоторые участники уже изменили свое мнение.

А все потому, что за это время произошло многое. Была и попытка захватить управление всем процессом со стороны одной команды, и сопротивление прочих, и объединение некоторых групп в альянс, и как итог — совместное выступление на пленуме. Оказалось, что самоорганизоваться, учитывая интересы всех, можно за 15 минут! Образец грамотного управления процессом мы смогли почувствовать лично.

Так кто победил? Наши? — спрашивали меня дома. На самом деле в Игре нет победителей и проигравших. Результат ее складывается из личных и уникальных результатов каждого участника. Пытаться создать объективное определение Игры — все равно, что рассказывать о кофе — пока не попробуешь, не поймешь. Кстати, у каждого, кто пытается его сварить, получается «свой» напиток...

P.S. А получились ли команды ключевых фигур? — спросите вы. Думаю, да. Ведь пять суток совместной работы, когда каждый понимает, что от его действий зависит собственная судьба, и всех членов группы (и в игре, и там, «за забором») — серьезное испытание. Его нельзя пройти «понарошку»...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно