БЛАГОСЛОВИ ДЕТЕЙ И ЗВЕРЕЙ

15 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Раньше все было проще. Мы рожали в одинаковых роддомах, одинаково пеленали своих младенцев, купали, кормили, возили в одинаковых колясках...

Раньше все было проще. Мы рожали в одинаковых роддомах, одинаково пеленали своих младенцев, купали, кормили, возили в одинаковых колясках. Все делалось по единой схеме, в соответствии с официальной медициной, и никому даже в голову не приходило заниматься в этом деле самодеятельностью. А потом появились удивительные Никитины со своими удивительными детьми, которые бегали босиком по снегу и начинали читать в два года. Наверное, именно их нестандартный опыт послужил спусковым механизмом для творчества родителей, которое нынче расцвело пышным цветом.

Мне, например, приходилось уже писать о домашних родах, о младенцах, которые приучались моржевать еще в животе у мамы, о методике раннего пробуждения способностей. Но встреча с этой молодой мамой все-таки поразила воображение. Судите сами - Ксения Мелешко, по образованию биолог, воспитывает своего второго ребенка с оглядкой на опыт... волков.

- Выращивание детеныша животного и человеческого дитяти - это разные вещи, спору нет, - говорит Ксения. - И все-таки, на мой взгляд, здесь есть немало общего, многие параллели напрашиваются сами собой. Вообще изучать процесс воспитания диких животных ученые стали сравнительно недавно, когда возникла угроза полного исчезновения с лица Земли многих видов. Нужно было научиться в условиях неволи выращивать молодняк, который мог бы потом жить в природе. Ведь обычно воспитанное человеком животное уже не способно нормально жить в дикой среде. Я это впервые осознала во время работы с волчатами в зоопарке. Выкормленные искусственно, они были возбужденно-агрессивными и совершенно не приспособленными для жизни в лесу, в стае. Позже я прочла у известного этолога Ясона Бадридзе, в течение многих лет изучавшего эту проблему, что такими психически неуравновешенными звери могут становиться из-за неправильной техники вскармливания...

Оказывается, во время сосания щенок непременно то одной, то другой лапкой нажимает на молочную железу матери. Это врожденная реакция. Во время этого в его мозг поступают соответствующие импульсы. Если у животных нет возможности «топтаться» лапками, вместо поочередной работы мышц-сгибателей и разгибателей у них возникает тоническое, одновременное напряжение и тех, и других групп мышц. Из-за такой гиперстимуляции в мозге новорожденного формируются очаги высокой активности, которые остаются на всю жизнь. Судя по энцефалограммам, они сходны с эпилептическими, хотя и не такие мощные. Эти животные легко впадают в подавленное состояние, их не трудно вывести из равновесия при конфликтах, они очень вспыльчивы.

Вот тогда Ксении впервые пришло в голову, что, может быть, пугающая конфликтность ее старшего сына тоже в какой-то мере была результатом искусственного вскармливания? Когда он родился, молодая мама заканчивала университет. И бутылочка с «Виталактом» вместо груди вошла в жизнь ребенка буквально с первых дней его существования. Тогда казалось, что это так удобно! Об отдаленных результатах подмены никто, естественно, особенно не задумывался. Как и о том, что большое значение имеет даже диаметр соски! Об этом феномене героиня тоже узнала из исследований волчьей жизни, но, не сомневаясь, перенесла его и на человеческих детенышей. В конце концов, биологам известно, что у млекопитающих в технике естественного вскармливания есть несравненно больше общего, чем различного.

Если дырка в соске была слишком большая, у щенков-искусственников желудок наполнялся очень быстро, но они все равно продолжали сосать! Животики уже раздуты, а они сосут, потому что не удовлетворена врожденная потребность в сосательной активности. У грудничков еще не сформирована система насыщения, иначе говоря, они не чувствуют, что наелись. Сам акт сосания поддерживается у них в основном за счет врожденной потребности в моторике. И оказывается, что удовлетворение этой потребности очень важно для будущего особи.

Во взрослом возрасте таким волкам нужно больше пищи, чтобы наесться, а после трапезы они намного раньше остальных начинают чувствовать голод. Из-за этого постоянно возбуждены, конфликтуют с другими зверями и дестабилизируют обстановку в стае. Их не любят сородичи, зачастую такие волки даже не могут образовать пары.

Может быть, такие закономерности наблюдаются и у людей? Детей в таких случаях может выручить давнее изобретение - соска-пустышка. Но врачи обычно не рекомендуют приучать к ней младенцев из-за возможности инфекции или возникновения неправильного прикуса.

- Кормление детеныша - это естественнейший природный акт, с которым у диких животных, что называется, нет проблем, - подытоживает рассказ Ксения. - Но человек ухитрился разрушить его автоматизм и потерять важные составляющие. А потом удивляется, почему у современных женщин трудности с выкармливанием или среди детей много невротиков.

Кстати, у нее после рождения второго ребенка поначалу тоже не было молока, но мужественная женщина не бросилась в панике к готовым бутылочкам. Она терпеливо прикладывала ребенка к пустой груди до тех пор, пока молоко все-таки появилось. Но здесь примером послужили не волки. Так, оказываются, и по сию пору поступают многие народы, до которых не дошла цивилизация. Есть даже сведения, что раньше у северных индейцев в случае гибели матери новорожденного вскармливала одна из родственниц, у которой даже могло и не быть своих младенцев.

Теперь дочке исполнился год, и Ксения начала изучать, как же родители-волки воспитывают своих волчат. Известно, что в природе звереныши играются вовсю. Среди любимых игр - догонялки, точно такие же, как и у наших детей. Убегающий волчонок тоже стремится спрятаться за чем-нибудь крупным, а догоняющий - «застукать» его. Но если мы детские игры зачастую воспринимаем просто как забавы, еще и ворчим на своих отпрысков: все бы тебе играться, то волки, наверное, понимают, что игра - это необходимый постоянный тренинг. Так, совсем юные щенки во время преследования полностью повторяли путь убегающего, но постепенно начинали учиться срезать дорогу. В семь месяцев они сразу и безошибочно мчались самым коротким путем к нужному месту. Волчата же, выросшие в обычном вольере, в такой ситуации просто терялись. Если их выпускали в лес, они были совершенно не в состоянии поймать себе добычу.

Волки совершенно целенаправленно формируют у своих волчат охотничье поведение. Причем в каждый конкретный период онтогенеза они обучают их задачам, точно соответствующим возрасту. Сначала взрослые приносят только куски еды, знакомя с ее запахом и вкусом, потом учат малышей прибегать на зов и визуально знакомят с образом только что пойманной добычи. Так по очереди и подробно взрослые волки демонстрируют все приемы правильного поведения, иногда даже утрируют их, «для непонятливых». Кстати, поощряют они детенышей за каждый правильный шаг, а вот наказывают редко.

Только не подумайте, читательницы, что я призываю вас воспитывать подобным образом своих детей. Да и Ксения с ее призывом «Назад, к природе» отнюдь не отказывается от многих достижений цивилизации. Но на нашем поспешном пути к сияющим вершинам прогресса, может быть, все-таки стоит оглянуться и посмотреть, не потеряли ли мы в дороге что-нибудь важное и нужное для жизни?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно