АВТОСТОПОМ ПО ЕВРОПАМ О РАЗВИТИИ НОВОГО МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УКРАИНЕ - Социум - zn.ua

АВТОСТОПОМ ПО ЕВРОПАМ О РАЗВИТИИ НОВОГО МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УКРАИНЕ

23 ноября, 2001, 00:00 Распечатать

Возникнув достаточно давно — в 20-х годах прошлого века — и получив второе дыхание после подъема с...

Возникнув достаточно давно — в 20-х годах прошлого века — и получив второе дыхание после подъема студенческого движения в 60-х, автостоп в развитых европейских и американских странах стал обычным способом перемещения молодежи на большие расстояния.

В России сразу после крушения советского режима, когда люди вдохнули запах свободы, движение это стало активно и бурно развиваться. В 1994 году в Москве открылась Школа автостопа, обучающая людей путешествовать по странам Западной и Восточной Европы с минимумом затрат. Тут рассказывают о технике голосования на скоростных магистралях, способах получения виз, ночевках в дешевых молодежных общежитиях. В следующем 1995 году образовалась Академия вольных путешествий. Ее основатель Антон Кротов с товарищами совершили несколько экспедиций по экзотическим странам: Ирану, Индии, Египту, Эфиопии, Кении и другим. По результатам поездок стали массово издаваться книги, в которых рассказывалось о необычных приключениях участников и давались практические советы для возможных последователей. Возникло понятие автостопной «науки» — системы знаний о путешествиях, позволяющей превратить этот метод в мощное универсальное средство перемещения в любую точку земного шара.

Вскоре клубы стали массово плодиться по территории России, и количество их к настоящему моменту перевалило за двадцать. Регулярно проводятся автостопные гонки, слеты, дуэли. Наиболее выдающиеся путешественники достигли Австралии, Китая, ЮАР.

У нас же в Украине ситуация складывалась совсем иным образом. О клубах или соревнованиях не было и речи. Не то чтобы никуда не ездили. Традиционно перемещавшиеся таким способом хиппи колесили по Украине, заезжали в Москву, Минск, Петербург. Рейверов, кислотников и прочих поклонников экстремальной музыки летом можно было увидеть голосующими в сторону Казантипа в Крыму, где проходил музыкальный фестиваль.

Автостопом пытаются ездить студенты вузов во время каникул. Но отличительной чертой всех подобных поездок была и остается их дезорганизованность, локальность (мало кто решается проехать более 2000 км за раз) и полное отсутствие систематизации опыта.

На последнем остановлюсь более подробно. Молодая пара, решившая из столицы прокатиться на праздники, скажем, в Гомель, расположенный в каких-нибудь двухстах верстах, и планируя эту поездку как легкое увеселительное мероприятие, зачастую сталкивается в пути с колоссальными проблемами. Однажды такая парочка умудрилась простоять на одном месте 36 часов. Люди промокли под дождем, не выспались, устали. Естественно, что после таких неудач многие просто плюнут на автостоп, купят билет на поезд, и «наука» потеряет еще двух людей, которые потенциально могли бы стать великими путешественниками. А из-за чего? Из-за отсутствия информации. Если бы им кто-нибудь рассказал или было где прочитать, какие места хороши для голосования, а каких следует избегать, как нужно действовать в трудной ситуации, многих трудностей удалось бы избежать.

Только в 1998 году в столице собрались несколько человек — энтузиастов автостопного движения в Украине — и решили создать клуб «Магистраль», в котором путешественники могли бы знакомиться друг с другом, обмениваться опытом по прохождению трасс, поездок по железной дороге, по получению виз других государств, минимизации денежных расходов.

За относительно короткий срок — три года — члены клуба осуществили массу экспедиций: объездили всю Восточную Европу, достигли Турции, Сирии и бывших советских республик Средней Азии, отдаленных северных городов Салехард и Норильск. Самая дальняя по протяженности и длительности поездка, закончившаяся на днях — покорение русского Дальнего Востока, с посещением БАМа, острова Сахалин, Приморья.

В настоящий момент существует два отделения клуба — в Киеве и Донецке. Хотя потенциальные поклонники автостопа могут оказаться в любом более-менее крупном городе, на практике их довольно сложно выявить и установить с ними контакт. Так что в перспективе клуб планирует расширить информационное поле. Конкретные шаги — реклама клуба в Интернете, в печати, причем не только в центральной, но и в региональной, соответствующие объявления в вузах, распространение литературы. Мне видится, что в нашей стране есть большие перспективы для развития этого движения, поскольку оно имеет как политические предпосылки (упрощение визового режима в процессе интеграции страны в мировое сообщество), социокультурные (т.н. европейский выбор Украины), так и, конечно, экономические. В самом деле, многие мечтают посмотреть на «западную» жизнь или насладиться красотами сибирской тайги. Только слабо ориентируются в финансовом вопросе. Открывают газету с рекламой путевок, предлагаемых турагентствами, и пугаются. «Мне это никогда не будет по карману, поэтому надо выкинуть все из головы», — наиболее популярная нить рассуждений. И наиболее распространенная ошибка. Мы же предлагаем приятную альтернативу, вопрос только в том, узнает о ней человек или нет.

Путешествуя по России, я неоднократно слышал одни и те же вопросы: «Как ты получал визу, сколько она стоит?»; «С какими неприятностями можно столкнуться, если заговорить по-русски в Киеве?»; «Насколько возможно осмотреть все интересные места с минимумом денег в кармане?»; «А нас пропустят на границе, если мы все-таки поедем?»; «Если пустят, то, наверное, милиция будет постоянно штрафовать, как иностранцев?»; «Мне говорили, что у вас самый плохой автостоп — никто не подбирает» и т. п. Вопросы эти порождены как незнанием обстановки, царящей у ближайших соседей, так и неким образом Украины, созданным российскими средствами массовой информации.

Чтобы прояснить все по этому поводу, мы подготовим и выпустим своеобразный путеводитель «Украина для бедного студента», ориентированный на молодежь как нашей страны, так и ближайших соседей. Сведения, которые можно почерпнуть из других официальных путеводителей, будут сведены к минимуму, зато все вопросы, которые последние замалчивают, получат достаточно широкое освещение.

Если вы едете в Белоруссию (Польшу) на велосипеде, идете пешком, пересекаете границу на электричке, то как это все выглядит, нужно ли заполнять таможенную декларацию? Сколько стоит в Киеве самая дешевая гостиница? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос нельзя найти ни в одной книге. Где находятся основные оптовые рынки, как выйти на контакт с турклубами, попасть на неафишируемые рок-н-ролльные тусовки? Как путешествовать по Украине автостопом, чтобы нигде долго не стоять, и что при этом надо говорить водителям? Можно ли на электричках доехать до Крыма, и если да, то сколько времени потребуется? Дешевле ли это по сравнению с поездом? Масса подобных полезных сведений, нигде не публикующихся, войдут в данную книгу.

Для того, чтобы информация была наиболее полной, нам нужны агенты из разных областей Украины. Если вы можете подробно описать ваш регион или вас просто заинтересовали перспективы движения автостоп, вы можете выйти на контакт, написав на E-mail: sapunov77@inbox.ru

Когда видишь мир не через окно туристического автобуса, а непосредственно можешь общаться с людьми в других странах, которые тебя подвозят на своих авто, кормят, приглашают в гости, то меняешься в лучшую сторону.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно