Австрийская «Альтернатива»

30 октября, 2009, 14:19 Распечатать

Село Усть-Черная находится в 200 километрах от Ужгорода, и последнюю четверть пути у водителя, котор...

Село Усть-Черная находится в 200 километрах от Ужгорода, и последнюю четверть пути у водителя, который не часто ездит в эту сторону, не может не возникнуть вопроса: кто умудрился «расположить» на проезжей части в шахматном порядке так много ям и колдобин? Тем не менее, приехать в село все-таки стоит хотя бы для того, чтобы… попасть под ливень. Что автору этих строк удалось. В топографических названиях этой местности недаром очень часто встречается прилагательное «мокрый» (Русская Мокрая, Немецкая Мокрая, Мокрянка) — здесь выпадает самое большое количество осадков в Украине.

Впрочем, Усть-Черная известна не только своими погодными показателями. Почти два с половиной века назад, в октябре 1775 года, эту необжитую территорию начали осваивать австрийские поселенцы. В наши дни австрийская «колонизация» Закарпатья понемногу, но неуклонно сходит на нет.

Немецкоязычный островок

Причиной заселения усть-чернянских земель стала острая нехватка промышленного леса в Священной Римской империи (в состав которой входило и нынешнее Закарпатье). В 1775 г. императрица Мария-Терезия призвала лесозаготовителей из Верхней Австрии начать осваивать западные склоны Карпат. На этот призыв откликнулись 76 семей (220 человек), которые в октябре 1775 г. отправились в бассейн р. Мокрянки. Императрица освободила добровольцев от уплаты налогов, а они обязались не претендовать на возвращение домой. Теперь в селе говорят, что это стало главной причиной того, почему потомки австрийских лесорубов в абсолютном большинстве эмигрируют не в Австрию, а в Германию.

— В австрийских архивах сохранились документы, подробно рассказывающие о заселении этих земель, — говорит 79-летний Федор Кайс, житель Усть-Черной, которого в селе считают неформальным председателем австрийской общины. — Лесозаготовители с семьями добирались на повозках из Верхней Австрии через Будапешт 33 суток. Здесь их ожидала незаселенная, дикая территория. Мужчины строили шалаши и землянки, а весной 1776 г. начали сплавлять лес. Место, где они остановились, назвали Немецкой Мокрой. Позже, в начале XIX века, часть поселенцев спустились вниз по течению и основали Усть-Черную. Поселение разрасталось и развивалось, пережило Первую мировую войну, распад Австро-Венгрии. Проблемы для местных жителей начались в 1944 г., когда Гитлер приказал переселить закарпатских австрийцев в Германию (в конце войны там не хватало рабочих рук). Мне тогда было 13 лет, нас посадили в железнодорожный состав и отправили в неизвестном направлении. В Германии мы занимались тем же, чем и наши предки — ручными пилами расчищали буреломы. После войны часть усть-чернянских австрийцев вернулись домой и сразу получили по 25 лет ссылки в Сибирь. Наша семья об этом ничего не знала, мы хотели остаться в Германии. Но мама очень тосковала по родному дому, поэтому в 1948 г. мы все-таки решили вернуться. В Сибирь к тому времени уже не высылали, однако нам пришлось поработать на восстановлении шахт в Донбассе…

В советские времена Усть-Черная считалась в Закарпатье своеобразным австрийским островком, 90 процентов ее жителей говорили на немецком языке и лишь десять — на украинском. О молодых людях из соседних сел, которые вступали в брак и оставались в Усть-Черной, говорили — «пошел в немцы», а за местными жителями прочно закрепилась репутация педантичных, аккуратных и трудолюбивых хозяев. Тогдашняя власть всячески содействовала интернационализму, в том числе материально. В селе построили хороший клуб, спортзал, музей леса и даже ресторан, в котором по воскресеньям звучала живая немецкая музыка. Но пришло время, и потомки австрийских лесорубов начали возвращаться на родину своих предков. Первая волна эмиграции начиналась в 70-е годы, после того как Советский Союз присоединился к Хельсинскому соглашению о воссоединении разобщенных войной семей. Вторая — в начале 90-х после развала СССР. Сегодня в Усть-Черной остались лишь три чистокровные австрийские семьи и около двадцати смешанных, живая немецкая речь здесь постепенно исчезает.

— Мой старший сын уехал в Австрию и не жалеет об этом, — продолжает Федор Кайс. — Младший живет с нами, он пресвитер, поэтому не может оставить своих прихожан. Мы с женой давно могли уехать, но решили доживать век там, где родились. В 90-е годы я ездил в Верхнюю Австрию в г. Бад-Ишел, откуда мои предки, видел место, где стояла их хата (теперь там другой дом). Честно говоря, мне жаль, что я потерял такую родину. Но на свою судьбу не сетую…

«Трофейные» невесты

Несмотря на то, что австрийцев в Усть-Черной почти не осталось, внимание исторической родины к ним не угасло, в последние годы даже усилилось. В 1993 г. телевизионщики из Верхней Австрии сделали материал об австрийской диаспоре в Закарпатье. И хотя историки о ее существовании никогда не забывали, телематериал вызвал в Австрии настоящий взрыв интереса к небольшому горному селу в Западной Украине. В том же году в Усть-Черную приехала делегация из технической школы г. Гальштат.

— Помню, австрийцев везде сопровождали сотрудники СБУ, — рассказывает директор Усть-Чернянской школы Юлия Косюк. — Отеля в селе нет, поэтому гостей расселили у местных жителей, пятеро из них остановились у меня. Австрийцев удивляло все — законсервированный язык их предков, особенности архитектуры, обычаи, даже кухня, которую «швабы» (так австрийцев называют в селе) сохранили с тех времен. Гости смотрели на все это широко раскрытыми глазами, они будто попали в далекое прошлое. Отдельные нюансы сельской жизни их, мягко говоря, удивляли (например, дощатые туалеты или ручная стирка одежды прямо в реке), но позитива было намного больше.

А через несколько лет в Усть-Черную из Австрии начали приезжать альтернативщики — молодые люди, которые вместо службы в армии выбрали социальную работу за рубежом. В селе они обучают немецкому языку местных школьников, а также занимаются разными социальными проектами. Благодаря деятельности альтернативщиков Усть-Черная, можно сказать, получила второе дыхание.

— Австрийцы отремонтировали у нас больницу, школу и детсад, привезли туда мебель и оборудование, — говорит председатель сельсовета Усть-Черной Богдан Шемкив. — Волонтеры даже создали в селе духовой оркестр. Ежегодно 25—30 детей из австрийских семей (у нас много таких фамилий, например Кайс, Цепецауэр, Розенбихлер), а также победители районных олимпиад по немецкому языку едут на каникулы отдыхать в Австрию. После второго паводка в 2001 г. австрийцы оказали нам неоценимую помощь, причем сделали это с умом — сначала выяснили у потерпевших, что кому необходимо, а затем в село приехали фуры с «бэушной», но добротной мебелью, бытовой техникой, одеждой…

Неудивительно, что в селе к волонтерам относятся с любовью и уважением, а девушки выделяют их на фоне местных женихов. За последние десять лет альтернативщики увезли в Австрию трех местных невест.

— А что тут необычного? — говорит директор школы Юлия Косюк. — У наших девушек множество преимуществ по сравнению с австрийскими. Они ласковые, любят домашнюю работу, уважают мужей, не выпивают и не курят. — И добавляет после паузы: «А главное — сразу соглашаются на ребенка»…

Ян Чернек (стоїть) і Петер Райтер в оточенні учнів із місцевої школи
Ян Чернек (стоїть) і Петер Райтер в оточенні учнів із місцевої школи
В этом году в селе работают два волонтера из Австрии — Ян Чернек владеющий русским языком, и Петер Райтер.

— Я закончил в Вене университет и получил диплом по специальности «переводчик с русского и чешского языков», — говорит с легким акцентом Ян Чернек. — В Австрии обязательная полугодовая воинская повинность, но ее можно заменить альтернативной службой. На родине она длится девять месяцев, за границей — год. Я хотел поехать в Россию, чтобы повысить уровень языка, был в свое время в Санкт-Петербурге, очень люблю этот город. Но мне предлагали лишь Москву, а туда ехать не хотелось. Была еще возможность попасть в Румынию, Канаду, Японию, Бразилию, другие страны. Но когда я услышал об Украине, сразу остановился на ней. Написал заявку в гуманитарную организацию, которая занимается альтернативной службой, прошел конкурс (кстати, участников много, так что это было совсем не просто) и так оказался в Усть-Черной. За десять лет я здесь уже одиннадцатый. Перед поездкой общался с несколькими своими предшественниками, и все они своей службой остались очень довольны. Помню свой первый приезд в Усть-Черную в феврале нынешнего года. Я поселился в домике, который до меня тоже снимали альтернативщики, но была ночь и я ничего толком не разглядел. А когда утром вышел во двор, увидел заснеженные горы — красота неописуемая… Бывал неоднократно в Альпах, но там по-другому… Моя главная задача в Усть-Черной — обучение в школе немецкому языку. Кроме того, организую досуг детей, поездки в Австрию. Сначала был несколько удивлен украинской системой образования, но постепенно втянулся. Естественно, встречался с местными австрийцами, их язык для меня, как филолога, представляет особый интерес. Вообще люди здесь очень хорошие, открытые и дружелюбные, у них более трепетное отношение к религии по сравнению с жителями мегаполисов. А что касается детей, то они, по-моему, везде одинаковы.

— А как насчет местных девушек? — задаю провокационный вопрос. — Выделяют вас своим вниманием?

— Возможно, немного и выделяют, — смеется в ответ мой собеседник. — Местные девушки рано выходят замуж, и для меня это немного странно — в моей стране так рано не создают семьи, не тот менталитет. Я в этом смысле неперспективный, жениться пока не планирую…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно