ЗАЩИТИТЬ ЗАЩИТНИКА

Относительно недавно, в середине восьмидесятых годов, научная общественность была озадачена сенсационным открытием — стремительным истощением озонового слоя над полярными и северными широтами, включая Европу. В некоторых регионах континентального масштаба было зарегистрировано уменьшение толщины озонового слоя почти на 20%, что является рекордно низким показателем за последние 35 лет наблюдений за озоном. Особенно знаменитой стала так называемая «озоновая дыра», открытая английскими исследователями над Антарктидой в 1985 году. Ее площадь составляла около 10 миллионов квадратных километров.

Что же встревожило специалистов, а за ними — и читающую публику, в поведении озонового слоя? Оказывается возникла новая глобальная угроза человечеству и всему живому на Земле. В верхнем слое, стратосфере, на высоте до 50 километров, озон выполняет роль защитного экрана, поглощающего жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца, что и позволяет существовать всему живому, поскольку эта часть спектра солнечного излучения весьма пагубно воздействует на живые организмы. Даже самые низшие формы жизни могут пострадать от ультрафиолета. Он разлагает хроматин клеточного ядра, приостанавливает деление и размножение клеток. У людей коротковолновая ультрафиолетовая радиация повреждает ДНК, нарушает генетический код, ослабляет имунные свойства организма и может способствовать возникновению катаракты глаз и раку кожи.

Кроме того, разрушение озонового слоя способствует охлаждению атмосферы, а приземным ее слоям и поверхности Земли грозит нагревание. Масштабы такого явления сопоставимы с пагубным воздействием на климат газов, порождающих парниковый эффект. Чем грозит глобальное потепление климата Земли — разговор отдельный, но тоже не из веселых.

Разрушается озоновый слой под воздействием разных причин как природного — извержений вулканов, лесных пожаров и других, так и антропогенного характера, что, собственно, и является предметом ученых дискуссий и международных договоренностей. Наиболее интенсивно разрушают озоновый щит планеты считавшиеся безобидными хладоагенты и распылители, работающие в холодильных установка, огнетушителях и широко распространенных аэрозольных баллончиках с бытовой парфюмерией, различными красителями, ядовеществами. Собственно, опасными в интересующем нас плане являются их непременные составляющие — хлорфторуглеводороды и хлорбромуглеводороды. В результате достаточно высокой химической стабильности — время существования их в атмосфере составляет от 70 до 500 лет — эти соединения распространяются в воздушном пространстве без распада до высот 15—50 километров от земной поверхности. На этих высотах под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца они разрушаются с выделением атомов хлора или брома, которые при столкновении «расстреливают» и разрушают молекулы озона. В образовавшиеся «дыры» свободно проникает ультрафиолетовая радиация.

Как всякая угроза глобального характера, проблема озонового слоя потребовала объединения усилий ученых-экологов и привлечения крупных финансовых средств. В 1985 году была принята Венская конвенция по защите озонового слоя, а в 1987 году в Монреале подписан международный протокол, посвященный веществам, разрушающим озоновый слой. Определены сроки прекращения их производства и применения. В Лондоне (1990 год) и Копенгагене (1992 год) достигнута договоренность о полном прекращении производства и потребления до 1996 года почти всех озоноразрушающих веществ.

Украина в 1988 году также присоединилась в Венской конвенции, подписала последующие дополнения и поправки к Монреальскому протоколу и должна соблюдать принятые обязательства. В случае их невыполнения последуют жесткие штрафные санкции. Но ведь подобная перестройка целых отраслей хозяйства связана с рядом технологических, организационных, а, главное, экономических сложностей. Благо, что на нашей территории нет производства хлорфторуглеводородов и хлорбромуглеводородов. Но они употребляются для изготовления различной техники и пластмасс. По данным Минприроды Украины, общее потребление таких веществ в стране в 1993 году составляло около 2 тысяч тонн.

Существующие научно-технические разработки позволяют заменить фреоны в холодильных установках и распылители на хлорфторуглеводородной и хлорбромуглеводородной основе в аэрозольных упаковках другими веществами, в первую очередь — пропано-бутановыми смесями. То есть, технические и организационные предпосылки, да и реальный опыт для решения проблемы, угрожающей человечеству, есть. Нет пока реальных денег. Из госбюджета Украины средства обещаны, но еще не выделены. Всемирный банк, правда, предоставляет Украине грант в размере 17 тысяч долларов США, но этих денег, даже если рационально их использовать, для выполнения обязательств Украины в полном их объеме не хватит.

Сейчас к проблеме озонового слоя привлечено внимание правительственных, научных и общественных природоохранных организаций. Распоряжением Кабинета министров Украины создана Межведомственная координационная комиссия по выполнению обязательств Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Основной задачей этой комиссии является разработка государственной программы прекращения производства и потребления озоноразрушающих веществ.

Эту задачу считают важной в ряде институтов Национальной академии наук Украины и Министерства просвещения. Среди общественных организаций этой проблемой занимаются и «зеленые» Украины.