УКРАИНА И КОСМОС ДЕСЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ «ЗЕНИТА»

7 апреля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №14, 7 апреля-14 апреля

Ракетно-космический комплекс «Зенит» создан под руководством академика Владимира Федоровича Утк...

Ракетно-космический комплекс «Зенит» создан под руководством академика Владимира Федоровича Уткина, более двадцати лет возглавлявшего КБ «Южное» и НПО «Южное», где в этот период были разработаны, сданы на вооружение высокоэффективные стратегические ракеты СС-18 и СС-24 (в классификации США), целый ряд космических аппаратов.

Сборка ракеты-носителя (РН) «Зенит», первый образец которой с грохотом умчался в небо с космодрома Байконур 13 апреля 1985 года, проводится в цехах ракетно-космического производства Южного машиностроительного завода, где сейчас изготавливаются также троллейбус и трамвай. Ну, прямо как на фирме «Мерседес-Бенц», трилистник на фирменном знаке которой символизирует господство ее продукции на суше, в воздухе и на воде.

Главный ракетно-космический «кит»

Наши три «кита» — это ракетно-космическая техника, трактор и электротранспорт, считает генеральный директор академик Инженерной академии Юрий Алексеев. — А десять лет для «Зенита» это и много (потому что пришлось провести глобальную подготовку производства, освоить изготовление двигателей, внедрить новые технологии), и мало (поскольку в силу известных обстоятельств в СНГ возможности по изготовлению «Зенита» и наших космических аппаратов (КА) востребуются далеко не в полной мере).

— По меткому определению Президента Л.Кучмы, — говорит генеральный конструктор КБ «Южное» академик НАН Украины Станислав Конюхов, — «Зенит» — это аппарат двадцать первого века. Экологически чистая ракета (широко используемые РН «Ариан-4», «Титан-3», «Протон» заправляются токсичным топливом) имеет полностью автоматизированный старт, способна к быстрому развертыванию многоспутниковых систем. Уникальные возможности «Зенита» подтверждены при запуске в прошлом году российского КА «Ресурс-01». Для качественной телевизионной съемки с аппарата необходимо, чтобы он все время находился на линии терминатора, т.е. съемки должны проводиться непрерывно утром. А для этого надо обеспечить запуск на синхронно-солнечную орбиту с высокой точностью. Как показал баллистический анализ, ракетой и ее системами обеспечена фантастическая точность периода обращения вокруг Земли 0,18 с (при периоде более 90 мин.), а точность высоты апогея и перигея 0,5 км (при высоте орбиты 600—650 км).

Проведено 25 пусков ракеты; можно было и больше, но, увы, — проблемы финансирования пусков, изготовления ракеты и КА. Необходимо дооснастить ракету третьей ступенью для вывода аппаратов связи на геостационарную орбиту. Планируется использовать РН в международной программе «Альфа» для вывода грузовых кораблей, ведутся переговоры по запуску спутников американской системы «Глобал-стар». Вместе с ракетно-космическим концерном «Энергия» (бывшее ОКБ-1 С.Королева, затем НПО «Энергия») КБЮ работает над перспективными вариантами использования носителя.

В Национальной космической программе Украины запланировано широкое использование РН «Зенит» для запуска украинских спутников; на базе «Зенита» и самолета «Мрия» проектируется авиационно-космический комплекс «Свитязь», что очень важно для нашей страны, не имеющей космодрома.

А пока... Из КБЮ уволилась половина сотрудников, в том числе специалисты таких уникальных профилей, как гиперзвуковая аэродинамика (двое из них возглавляют товарную биржу), космическая баллистика (двое из них организовали производство спичек), теплообмен и теплозащита спускаемых космических аппаратов, двигателей, ракет. С Южмаша ушли кадры с золотыми руками и бесценным опытом, идет половинное сокращение: нет достаточного финансирования. Не дай Бог, остановится изготовление узлов и сборка ракет, будут потеряны ракетные технологии. Создать в будущем все это — сложнее и дороже в тысячи раз, чем спасти имеющийся потенциал. Сохранить ракетное производство и научно-конструкторское обеспечение работ по этой теме — национальная задача.

Только в кооперации и содружестве

РН «Зенит» разработана и изготавливается в тесной кооперации с предприятиями России. Система управления создана в НИИ АП академика Н.Пилюгина, двигатели — в КБ «Энергомаш» под руководством основоположника ракетного двигателестроения академика В.Глушко, стартовый комплекс спроектирован и отработан КБ технологического машиностроения, которое возглавлял В.Соловьев, — и это лишь головные московские «смежники». Да и основным заказчиком сейчас выступает Россия.

Мне довелось побывать в ракетной фирме «Эрно Раумфарттехник» (Бремен, ФРГ), входящей в концерн «Дойчаэроспейс», посмотреть сборку ускорителя и верхней ступени европейской ракеты «Ариан-4». Так вот: в сборку идут камеры сгорания двигателей разработки фирмы «Вольво» (Швеция), блоки системы управления от «Оливетти» (Италия), «Симменс» (Германия), другие узлы из Англии, Испании. Тут же были ученые ракетного исследовательского центра из Норвегии. Да и вся ракета «Ариан-4» создана кооперацией стран Европейского сообщества. С космодрома Куру (Французская Гвиана) произведено шесть десятков пусков этой ракеты, в том числе с самыми прибыльными спутниками связи и телевидения. И наш, и европейский опыт показывает, что слишком дорого и неэффективно одной стране создавать и эксплуатировать ракетно-космический комплекс. Нужна международная кооперация.

Четырнадцать фактов из жизни ракеты

1. При подготовке в 1982 году наземных стендовых испытаний в НИИХиммаше (г.Загорск, ныне Сергиев Посад) специалисты подсчитали, что тротиловый эквивалент топлива первой ступени объемом 200 куб. метров кислорода и 100 куб. метров керосина столь велик, что при аварийном взрыве возможно разрушение зданий поселка. Было решено на первый пуск заполнить баки на четверть и принять меры безопасности: в день испытаний прибыло 30 пожарных машин со всей Московской области во главе с генералом. К сожалению, дело для них нашлось на целые сутки — на шестой секунде работы двигателя произошел взрыв. Последующие испытания были успешными.

2. Председателем Государственной комиссии по летным испытаниям был космонавт-2 планеты Земля Герман Титов, служивший тогда заместителем командира Главного управления космических средств (ныне — Военно-космические силы) Минобороны. И сейчас Герман Степанович считает, что это была самая интересная его работа после полета на «Востоке»: «Если моя первая вершина в жизни — подготовка и полет в космос, то вторая — руководство госкомиссией. Мы научили летать ракету, которая превосходит мировые аналоги».

3. 12 апреля 1985 года состоялись две попытки пуска первой ракеты, закончившиеся отбоем в циклограмме подготовки. Испытатели предложили не идти на пуск в выходной день — в субботу, да еще 13 апреля, но генеральный конструктор КБЮ академик В.Уткин, Г.Титов и ведущий конструктор В.Команов были тверды: работаем 13-го по плану. И третья попытка увенчалась успехом.

4. Весной 1987 года после очередного пуска «Зенита» в «бункере» объявили по громкой связи, что М.Горбачев, находившийся на Байконуре, наблюдал за полетом ракеты и желает встретиться с испытателями. У стартового стола началось построение, кто-то сказал, что получена команда: женщин в первый ряд не ставить. На вопрос, чья это команда, голос из шеренги ответил — Раисы Максимовны. Полковник В.Недобежкин пытался научить конструкторов отвечать вместе с военными «Здравия желаем, товарищ Генеральный секретарь!», однако, поняв безуспешность усилий, Недобежкин предложил своим дорогим коллегам — «штатским пиджакам» — только раскрывать рты, но молчать, как рыбы. Появившийся Генсек тактично остановил рапорт: «Вы и так устали, спасибо за пуск, покажите лучше, откуда ракета улетела...» И еще он говорил о ракетно-космических перспективах, об экологии на космодроме; встреча была теплой и интересной. Это уже потом многие испытатели стали считать М.Горбачева первым виновником развала ракетно-космической техники.

5. Первые ступени РН «Зенит», доработанные в так называемый блок А, использовались в качестве ускорителей ракеты «Энергия-Буран», четыре таких блока давали 80% тяги «Энергии».

6. После пожара двигателя в составе ракеты и в свете того, что на фильтрах были обнаружены волокна от протирочной ветоши, а в баках — жировые загрязнения, стружка и даже... болт, было решено тщательно чистить внутренность полости. Двигатель, имеющий высочайшие в мировой практике характеристики — удельную тягу, давление в камере сгорания, — болезненно чувствителен к загрязнению топлива. И до сих пор на Южмаше «чистят» баки так, чтоб механические и жировые загрязнения не превышали миллиграммов — и это на поверхности около четырехсот квадратных метров, что равно площади обычного садового участка в четыре «сотки».

7. Комплекс «Зенит» имеет полностью автоматизированный безлюдный старт, т.е. не требует присутствия людей при подготовке пуска ракеты, что исключает возможность жертв при авариях, имевших место, в частности, на носителе «Союз» в Плесецке и ракете Р-16 на Байконуре. После того, как специалист по тепловым режимам из КБЮ пышнотелая украинская красавица Люда, первый раз не приехала на очередной пуск, офицеры-испытатели говорили: безлюдный старт — это когда на старте нет Люды.

8. В отличие от всех других отечественных носителей («Восток-Союз», «Космос», «Интеркосмос», «Циклон», «Протон»), которые созданы как модификации или на базе стратегических ракет, «Зенит» — первая специально космическая ракета-носитель; проект «Зенита» победил в конкретной борьбе с тремя проектами других КБ.

9. Два года назад после прибытия на Байконур очередной РН выяснилось, что на стартовой площадке нет кораблей наземных систем; их... украли, как считают, с целью продажи меди и серебра, которое содержалось в разъемах.

10. На космодроме Плесецк завершается строительство стартовой площадки ракеты «Зенит».

11. Американская РН «Титан-3», выводящая на околоземную орбиту такую же полезную нагрузку, как и «Зенит» (около 15 тонн), имеет вдвое большую стартовую массу и, соответственно, стоимость.

12. Группа депутатов Верховного Совета Украины предыдущего созыва ознакомилась с РН в Днепропетровске и на Байконуре, что способствовало принятию Национальной космической программы.

13. В КБЮ и на Южмаше для изучения возможностей «Зенита» побывало более двадцати делегаций крупных зарубежных фирм, включая «Боинг» (США), «Аэроспасьяль» (Франция), «Дойчаэроспейс» (ФРГ). Одна из делегаций у входа в главный корпус лицом к лицу столкнулась с инженером-проектантом Х, который получил коробку мыла на весь свой отдел (распродажа товаров стала обычным явлением на предприятиях любого профиля). Мыло рассыпалось. Рассказывают, что иностранцы собрались рвануть врассыпную с криком «динамит» на чистом иностранном языке. Когда им объяснили, что это всего лишь мыло, купленное в КБ сотрудникам, гости выразили свои резонные сомнения. Во-первых, возражали они, такого мыла не бывает, оно должно быть светлым и красивым, а эти кубики — ну, чисто тринитротолуол; во-вторых, почему в ракетном бюро продают и приобретают мыло. Ну что им было объяснять?.. О застое, перестройке, либерализации цен, конверсии, переходящей в конвульсии?.. Махнули рукой, извинились и повели показывать «Зенит», которым гости были восхищены.

14. Независимый эксперт западноевропейской коммерческой компании космических технологий, отмечая, что «...РН «Зенит» — наиболее современная, экологически чистая и перспективная среди действующих ракет-носителей бывшего Советского Союза» и что по сравнению с западными носителями... имеет практически все технические преимущества, далее заключает: «Использование наиболее совершенного из всех существующих носителей, имеющего достаточный опыт эксплуатации, представит много возможностей для этого космического бизнеса».

* * *

Какое же будущее ожидает «Зенит»? Ответа осталось ждать недолго. Сегодня поступает целый ряд коммерческих предложений от зарубежных фирм по запуску КА связи с Байконура, по пускам с космодромов на зарубежных территориях. Но есть и опасность потери «Зенита», развала его производства и научного обеспечения, что понимают не все руководители, от которых это зависит, в том числе в Украине. А именно Украине необходим «летающий» «Зенит», чтобы подтверждать ее статус ракетно-космической державы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно