Ученые установили, что древний Марс был малопригоден для жизни

3 ноября, 2011, 19:16 Распечатать

Американские ученые установили, что древний Марс, скорее всего, был малопригоден для жизни. Статья исследователей появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW.

© Getty Images/Fotobank

В настоящее время условия на Марсе крайне жесткие - средняя температура составляет минус 55 градусов по Цельсию, а давление - 5,25 миллиметра ртутного столба. При таких условиях существование воды на поверхности в виде водоемов невозможно. Вместе с тем, геологические следы, в том числе и глинистые минералы, указывают на наличие (возможно, в прошлом) процессов, связанных с водой.

Используя данные, собранные аппаратами Mars Reconnaissance Orbiter и Mars Express, ученые проанализировали происхождение глин в 350 регионах Марса. Эти минералы сформировались примерно 3,7 миллиарда лет назад, когда, по некоторым теориям, на поверхности Красной планеты могла существовать вода.

Ученым, однако, удалось установить, что найденные минералы, скорее всего, образовывались под поверхностью в результате "работы" геотермальных источников. В частности, на это указывает присутствие минерала пренита, который образуется при температуре свыше 200 градусов Цельсия. Как следствие, по мнению исследователей, если жизнь на Марсе когда-либо существовала, то она, скорее всего, была подземной.

Отсюда ученые заключают, что Красная планета, скорее всего, всегда была сухой и холодной. Многие специалисты не согласны с выводом исследователей. По их мнению, формирование глинистых минералов - очень сложный процесс, а авторы статьи все излишне упрощают. Так, например, в конце августа 2011 года в Nature Geoscience появилась статья, в которой ученые, анализируя распределение филлосиликатов (также класс глинистых материалов) на поверхности планеты, пришли к выводу, что на Марсе существовали океаны, но достаточно холодные.

По материалам: Лента.ру /