Ученые обнаружили, что причина миграции некоторых птиц лежит в изменениях генетики

Ученые нашли зависимость между миграцией некоторых видов птиц и молекулярными механизмами, которые обуславливают стремление к перелету. В частности, речь идет о стремлении перелетных птиц совершать свои «вояжи» в темное время суток.

Исследователи провели анализ генетической структуры 14 европейских популяций славки-черноголовки Sylvia atricapilla, которые оседают на лето в северной Европе, а зимой перемещаются в ее южные районы или даже в северную Африку. Именно эти птицы, по неизвестным ране причинам, в обычном «режиме» проявляют активность в дневное время, а в период миграции совершают перелеты по ночам.

Авторы открытия взяли пробы крови, из которых выделили цепочки ДНК. Далее последовал ряд тестов на активность некоторого числа генов, которые имеют непосредственное отношение к суточным ритмам в разное время дня и ночи.

Результаты показали, что ночную работу «курирует» ген ADCYAP1. Более того, вариации этого гена у некоторых особей «толкали» птиц на еще большую беспокойность в темное время суток.

Ген ADCYAP1 кодирует белок под названием PACAP, который является непосредственным участником регуляции синтеза мелатонина, активности обмена веществ и усвоения пищи. Ученые подтвердили, что у готовящихся к ночному перелету птиц, ADCYAP1 «выходит на первое» место в генетической структуре.

Ученое сообщество позитивно восприняло работу, оставив ее без критики. Тем не менее, орнитологи и генетики отметили, что данное исследование раскрыло лишь малую часть комплекса процессов, которые отвечают за регуляцию поведения перелетных птиц.

По материалам New Scientist