Перспективы воздушных космодромов

14 июля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 14 июля-21 июля

Редкие номера изданий по авиации и космонавтике обходятся без статей, посвященных разработке аэрокосмических ракетных комплексов — АКРК...

Редкие номера изданий по авиации и космонавтике обходятся без статей, посвященных разработке аэрокосмических ракетных комплексов — АКРК. Одни видят в них дешевое средство доставки космических аппаратов (КА) на орбиту, другие — средство оперативной доставки дешевых микроспутников наблюдения и связи для обеспечения боевых действий своих войск. Несомненно, системы подобного типа при современном уровне развития техники могут решать широкий круг задач.

За последние 10—15 лет рассматривались АКРК с различными энергетическими характеристиками (весом от 100 кг до 7 – 8 т) с использованием всевозможных самолетов-носителей — от сверхзвуковых истребителей до тяжелых транспортных гигантов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрія». По энергетическим возможностям они стоят на уровне «Союзов» и «Зенитов», а также ряда носителей США, Индии и Китая, т.е. будут находиться в достаточно тесном секторе рынка пусковых услуг.

Объективно оценивая эти проекты, ожидать экономической выгоды от создания таких систем не приходится. Так, по оценке НПО «Молния» для окупаемости проекта «МАКС» в приемлемые сроки потребуется производить около 50 пусков в год, что представляется нереальным. Да и рассматривая такую систему с технико-экономической точки зрения, следует отметить, что по ценовым показателям (создание и эксплуатация) она будет существенно уступать наземному стационарному космическому ракетному комплексу за счет дополнительной сложной технической системы, какой является самолет «Мрія», необходимости аэродрома высокого класса и ряда других элементов.

Анализ, проведенный как нашими, так и зарубежными специалистами, говорит о том, что в последние годы наиболее развивающимися классами КА являются микроспутники массой до 100 кг и мини-спутники массой до 500 кг, причем последние, в основном, представлены разработками КА массой до 200 – 300 кг.

Современная технология разработки микро- и мини-спутников с использованием общепромышленных компонентов и унифицированных базовых платформ позволяет сократить время на их создание до 9–10 месяцев, в то время как ожидание запуска может составлять до 18 – 24 месяцев, что требует дополнительных затрат на содержание персонала и оборудования. Таким образом, назрела необходимость создать относительно недорогие системы оперативного запуска микро- и мини-спутников.

Именно на этом направлении в последнее время сосредоточило свои усилия ГКБ «Южное». Какие же проекты воздушно-космических комплексов ГКБ «Южное» предлагает как перспективные?

Это АКРК «Спейс-Клипер II» и АКРК «Микроспейс». Первый из них предназначен для выведения мини-спутников до 300 – 500 кг. Ракета-носитель массой 35 т выполнена по двухступенчатой схеме. Первая ступень, твердотопливная, на основе решений и технологий, разработанных и освоенных ГКБ «Южное» в конце 1980-х годов. Вторая ступень выполнена на жидких высококипящих компонентах топлива, с двигателем и техническими решениями, отработанными на РН «Циклон-3» и «Циклон-4». Многократное включение двигателя второй ступени позволяет реализовать сложные схемы выведения КА и при необходимости увод ступени с орбиты.

В качестве самолета-носителя предусматривается применение транспортного самолета с задней грузовой рамой, обеспечивающей воздушное десантирование грузов. Основным вариантом совместно с АНТК им. О.Антонова рассматривается самолет Ан-124 «Руслан», хотя массово-габаритные характеристики РН позволяют использовать и другие самолеты, например Ил-76 и Ан-70.

АКРК «Микроспейс» предназначен для оперативного выведения микроспутников массой до 100 кг. Одной из основных особенностей проекта является использование в качестве самолета-носителя сверхзвукового истребителя МиГ-25 — пожалуй, самого скоростного самолета в мире. Сообщая ракетоносителю начальную скорость почти 700 м/с на высоте более 20 км самолет, по сути, является первой многоразовой ступенью комплекса. Высокие начальные условия старта позволяют создать микро-РН массой около 5 т. У ракеты две первые ступени твердотопливные, а третья с запасом топлива всего 120 кг — жидкостная.

В РН предполагается широкое применение отработанных элементов космической техники и промышленной электроники, что должно обеспечить высокую экономическую эффективность АКРК. Закладываемые технические и организационные решения позволят осуществлять запуски КА через несколько недель после получения заявки.

Таким образом, ГКБ «Южное» предлагает не только разрабатывать перспективные мини- и микроспутники различного назначения, но и создать для них эффективные средства выведения, которые могут быть использованы как в интересах различных ведомств Украины, так и на коммерческой основе для других заказчиков.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно