Нужна ли биохимия в Украине? - Наука - zn.ua

Нужна ли биохимия в Украине?

5 сентября, 2014, 19:50 Распечатать

Вторая карпатская летняя школа по биохимии для молодых ученых Украины была проведена на базе кафедры биохимии и биотехнологии Прикарпатского национального университета им. В.Стефаника.

Вторая карпатская летняя школа по биохимии для молодых ученых Украины была проведена на базе кафедры биохимии и биотехнологии Прикарпатского национального университета им. В.Стефаника (Ивано-Франковск). Ее организатор — коллектив кафедры во главе с доктором биологических наук профессором Владимиром Лущаком

 В этом году, как и в прошлом, школа была посвящена проблемам изучения свободнорадикальных процессов в живых организмах, что является основным направлением деятельности коллектива кафедры. У ее сотрудников есть многолетний опыт работы в указанной области в украинских и зарубежных биологических лабораториях, и потому вполне естественно, что они поделились накопленными знаниями с участниками школы. В ее работе приняли участие студенты и молодые ученые из разных учебных заведений и научных учреждений Киева, Харькова, Херсона, Днепропетровска, Львова, Тернополя, Ивано-Франковска. Программа мероприятия была очень насыщенной — лекционный курс и практическая часть по овладению методами исследования свободнорадикальных процессов в разных организмах.

Вступительную лекцию для участников прочитал профессор Лундского университета (Швеция) Стефан Пежиновски, с которым кафедра сотрудничает уже много лет, а основную часть лекционного курса — признанный специалист в области биологии и химии свободных радикалов доцент Галина Семчишин. 

Для справки: свободные радикалы постоянно образуются в живых организмах как побочные продукты метаболизма кислорода. При низких концентрациях свободные радикалы выступают молекулами-посредниками в передаче внешних сигналов и регулируют многие физиологические функции организма (иммунный ответ, рост и дифференциацию клеток, расслабление и сокращение мышц и т.п.) Однако излишек свободных радикалов негативно влияет практически на все компоненты клетки — белки, нуклеиновые кислоты и липиды. В процессе эволюции живые организмы выработали сложную систему антиоксидантной защиты, которая обезвреживает свободные радикалы. Нарушение баланса между образованием и обезвреживанием свободных радикалов может иметь серьезные последствия для организма. 

Об этом очень детально рассказал в своих лекциях профессор В.Лущак. Так, незначительное увеличение стационарного уровня свободных радикалов активирует защитную систему, которая быстро нормализует уровень радикалов, предотвращая серьезные негативные эффекты. При этом организм "закаляется": благодаря повышению мощности системы защиты он становится более устойчивым к действию других факторов, которые могут стимулировать образование свободных радикалов. Однако возможности организма не безграничны, иногда он не может справиться с чрезмерной активацией свободнорадикальных процессов. И тогда возникают нежелательные реакции, являющиеся первопричиной целого ряда заболеваний, в частности сердечнососудистой и нервной систем, сахарного диабета, рака и старения организма. Использование антиоксидантов не стало панацеей в борьбе с этими недугами, и увлечение ими не дает ожидаемых результатов. Хотя в некоторых случаях они довольно полезны.

Кроме познавательной, организаторы школы преследовали и другую, не менее важную цель — доказать, что и в нынешних сложных условиях в Украине можно делать настоящую науку. Для этого был проведен круглый стол на тему "Нужна ли биохимия в современной Украине?", в ходе которого своими мыслями поделились молодые участники школы и опытные ученые. Один из ключевых тезисов круглого стола озвучил ректор Прикарпатского национального университета профессор Игорь Цепенда: "Наука в Украине делается не благодаря, а вопреки". Яркий пример — создание и достижение высоких научных результатов за сравнительно короткий период кафедры биохимии и биотехнологии в Прикарпатском национальном университете. 

Впечатлениями от мероприятия поделились его участники. 

Сергей Собищанский, аспирант (КНУ им. Тараса Шевченко, ННЦ "Институт биологии"): "Мы получили новые практические навыки и теоретические знания. Это была прекрасная возможность провести время приятно и с пользой".

Борис Коломоец, студент (ХНАУ им. В.Докучаева): "В летнюю школу я попал по совету своих коллег по лаборатории, которые были ее участниками в прошлом году. Они убедили меня, что в школе я получу серьезный практический опыт и пополню свои знания новой информацией. Мероприятие превзошло мои ожидания — лекции были чрезвычайно интересными и содержательными. Кроме того — гостеприимность и прекрасная организация мероприятия. Обучение совмещалось с экскурсиями по Ивано-Франковску и поездкой в Карпаты. Считаю, что летняя школа — это очень удачная площадка для обмена опытом между студентами и молодыми учеными Украины".

Дмитрий Миронюк, студент (Тернопольский ГМУ им. И.Горбачевского): "Получил много новой информации, практические навыки в работе с современным оборудованием. Пообщался  со многими интересными, умными и талантливыми учеными из разных уголков Украины".

Марьяна Горовцова (НМУ им. А.Богомольца): "Грамотная организация школы, очень насыщенная программа, правильное соотношение теоретического и практического материала. Понравилось, что лекции читали и на английском языке, что мотивирует к углубленному его изучению. Познакомилась с единомышленниками, людьми, которые хотят внести в науку что-то новое. Очень интересная культурная программа". 

Александра Галенко, научный работник (Институт гастроэнтерологии НАМН Украины): "Очень понравилось, что школа объединила разные области биологии, химии, медицины. Хорошо организована работа — была возможность поработать с живыми объектами и на разных приборах".

Некоторые студенты и молодые ученые, которые уже не в первый раз принимали участие в летней школе по биохимии, не против приехать сюда и в следующем году.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Pedagog Pedagog 6 вересня, 21:17 = Кроме познавательной, организаторы школы преследовали и другую, не менее важную цель — доказать, что и в нынешних сложных условиях в Украине можно делать настоящую науку. = Вопрос к автору этой статьи: организаторы могут объяснить украинскому налогоплательщику , что такое "ДЕЛАТЬ НАУКУ"? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться Pedagog Pedagog 6 вересня, 21:20 Академик НАНУ Крышталь тоже не поясняет украинскому налогоплательщику, что такое "ДЕЛАТЬ НАУКУ". "Деньги должны распределяться не по сферам науки – это бессмысленные траты. Средства должны выделяться адресно - тем ученым, которые доказали, что они умеют делать науку", - говорит Олег Крышталь. В условиях, когда финансирование науки за счет зарубежных грантов практически прекратилось, создание системы ключевых лабораторий в Украине является крайней необходимостью, считает ученый. "Все годы независимости я получал финансирование с Запада, но в последние годы оно прекратилось: сказали, что хватит – государство само должно заботиться о науке", - отмечает он. http://nvua.net/publications/Dengi-na-nauku-dolzhny-vydelyatsya-adresnoakademik- Oleg-Kryshtal-4689.html согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно