Генетики: анализ ДНК практически бесполезен

Австралийские генетики из Центра клинических исследований Университета Квинсленда заявили, что анализ ДНК, который проводят с целью обнаружения склонности к тому или иному заболеванию, практически бесполезен. Об этом в среду, 13 октября, сообщили специализированные СМИ.Специалисты настаивают на том, что ценность подобных тестов сильно завышена, а на самом деле их результаты крайне редко могут дать пациентам и их докторам полезную информацию. Согласно сообщениям, авторы утверждают, что гораздо больше информации и полезных выводов можно получить, просто проанализировав наличие широко известных факторов риска: курение, малоподвижный образ жизни, возраст, повышенное кровяное давление. Кроме того, нужно учитывать историю семьи. Если все данные собрать вместе, то получится картина куда более точная и позволяющая делать надежные прогнозы относительно склонностей пациента к тому или иному заболеванию. Анализ генома, по мнению австралийских медиков, такой уверенности не дает. «Исследования диабета, сердечных заболеваний и различных видов рака выявили большое количество генов, (наличие или отсутствие которых) связано с риском развития этих болезней, - заявил в интервью Рейтер руководитель группы ученых Уэйн Холл. - Однако ответственность любого из этих генов за увеличение риска чаще всего очень невелика... это не та информация, исходя из которой можно предпринимать какие-то действия». На данный момент проводятся серьезные и долгосрочные исследования. Принимающие в них участие медики отслеживают состояние и динамику здоровья больших групп пациентов, у которых обнаружен тот или иной мутировавший ген. Специалисты пытаются вывести последовательность – как они активируются и к чему приводят. Пока что никаких принципиально значимых закономерностей не выявлено, подчеркивает Холл. «В общем случае, генетическая информация никак не улучшает качество прогноза (состояния здоровья), сделанного с учетом существующих факторов риска», - говорит ученый. «Зная, что пациент курит, а также его давление, пол, возраст и медицинскую историю членов семьи, мы можем с высокой долей вероятности прогнозировать развитие у него тех или иных заболеваний – обычно более точно, чем с использованием генетической информации», - заключает он. Причиной обращения австралийских медиков к населению стала навязчивая рекламная кампания в интернете сразу нескольких фирм, предлагающих клиентам определить склонность к тем или иным заболеваниям с помощью анализа ДНК. «Лично я сам не стал бы платить ни за один из этих тестов, - заявил Холл в интервью Рейтер. - Они практически бесполезны».

По материалам Би-Би-Си