Раньше по неизвестной причине считалось, что все возможные археологические открытия в Крыму уже сделаны и ожидать от археологических раскопок на полуострове сенсаций уже не следует. Эту «гипотезу» опровергла состоявшаяся недавно в Крымском филиале Института археологии АН Украины очередная (VII) научно-практическая конференция по итогам полевого сезона 1999 года. В конференции приняли участие более 50 представителей крымских научных учреждений, а также археологи из Москвы, Киева и Санкт-Петербурга. Были подведены итоги работы 29 украинских (в том числе 26 крымских), а также 17 российских полевых экспедиций, «охотившихся» прошедшим летом за археологическими «кладами» истории. Заслушано 24 доклада, в которых были не только сенсационные сообщения, но и боль за состояние нынешней археологии, в частности за сохранность археологических памятников…
Но вначале о сенсациях. Экспедиция крымского археолога Юрия Зайцева обследовала остатки мавзолея возле Южного дворца (известного еще как «дворец Скилура») Неаполя Скифского. Под старыми отвалами раскопок 40-50-х годов бывшей тавро-скифской экспедиции и отвалами раскопок археолога Бларамберга в XIX веке были обнаружены 10 обломков мраморных постаментов от бывших скульптур, видимо, бронзовых, которые украшали мавзолей. Нашли также большой фрагмент мраморной скульптуры бывшей когда-то мужским торсом. Предположительно это часть статуи Ахилла, от которой 150 лет назад здесь был найден постамент. Однако главной находкой стали 200 разрозненных фрагментов постамента с изображением всадника с копьем и надписью. Археологи отмечают, что в Скифии не очень жаловали грамоту, поэтому до сих пор известно всего лишь с десяток образчиков скифского письма, причем последняя из находок 100 лет назад дала возможность прочесть имя скифского царя Скилура и его сын Палака. Теперь же когда фрагменты постамента склеили - появилась восьмистрочная надпись середины II века до н.э., что стало самым длинным «сообщением» из столицы скифов. Ученым удалось расшифровать часть текста, содержание которого говорит о том, что стела украшала гробницу «могучего и прославленного Аргота, повелителя Скифии» (ученые не пришли к однозначному прочтению имени героя, Михаил Нечаев («Таврические ведомости») считает правильным написание «Аргот», другие ученые именуют скифского царя «Аргос»). Текст, как догадываются ученые, содержит также имена трех сыновей царя, которые из-за плохой сохранности текста не удалось еще расшифровать, и упоминание имени чьего-то воспитанника. Эти 170 букв текста, дошедшего к нам через 21 столетие, открывают перед учеными-неаполеведами захватывающие перспективы, позволяющие узнать много нового о жизни скифов, их государстве, культуре, хозяйстве.
Все же в целом крымский археологический полевой сезон-99 не был самым активным. Из-за недостатка средств, выделяемых на исследования, многие экспедиции не смогли выехать на раскопки. Например, не были продолжены исследования курганного некрополя возле Белой Скалы (Ак-Кая) в Белогорском районе, не велись раскопки на других памятниках, например в северо-западном Крыму, где законсервированы памятники эпохи бронзы.
Как сообщил председатель полевого комитета Крымского отделения Института археологии НАНУ Сергей Колтухов, ученым все же удалось, несмотря на трудности, провести интересные исследования. По его словам, археологи пришли к выводу, что Узунларский оборонительный вал на Керченском полуострове, возникший еще в IV веке до нашей эры, служил в качестве фортификационного сооружения еще восемь столетий. Эта гипотеза поможет разрешить многие неясные проблемы из истории Херсонеса, Рима, Боспора и в целом Крыма.
Но этим летом ученые опять столкнулись со старой болезнью археологии. В связи с тем, что и на раскопки, а тем более на охрану памятников археологии выделяются чрезвычайно малые средства, многие памятники подвергаются нещадному разграблению. Как было сказано на конференции, в нынешнем году крымский Комитет по охране и использованию памятников истории и культуры выделил всего 3 тысячи гривен на охранные раскопки, что крайне недостаточно. Легендарные пересказы исторических легенд заставляют искателей ценностей, а попросту могильных грабителей неутомимо копать землю и в привычных, и в самых невероятных местах. Так, в Керчи уже веками из поколения в поколение передается легенда о том, что царь Митридат якобы закопал на своей горе коня, сделанного из чистого золота. Сегодня в теле этой горы существует целая система подземных ходов, образующих лабиринт, опасный как с точки зрения его сложности и перспектив заблудиться, так и с точки зрения обвалов. Грабители могил проделывали узкие лазы от одного захоронения к другому и создали целую сеть катакомб. Недавно археологи рассказали журналистам историю о том, как они после трехчасового пути попали в самые дальние отсеки этого лабиринта, считали себя первопроходцами, но на стене обнаружили надпись: «Игнат Семенычев. 1837 год».
В нынешнем полевом сезоне на Керченском полуострове археологам пришлось идти вслед за семимильными шагами индустриализации. Они так и не успели исследовать многие памятники на трассе известного газопровода «Джанкой -Керчь», который спешно сооружался в течение лета, а поэтому во многих местах приходилось только констатировать, что траншея прошла через массу как уже известных, так и много новых, еще ни разу не обследованных памятников. Никто теперь не узнает, какие сенсации, находки, открытия таились в керченской земле, они потеряны для науки.
Одной из самых интересных по находкам является экспедиция археологов Киевского университета, которой руководил С. Зеленко. Она проводила подводные исследования на месте кораблекрушения в одной из бухт Судака. По предположению ученого им удалось обнаружить место затопления пизанской купеческой галеры, которая была сожжена генуэзцами на подходах к порту торговой Сугдеи. Конкуренция, знаете ли, существовала уже тогда. Как предполагает ученый, это случилось 14 сентября 1277 года во время войны между итальянскими городами Пиза и Генуя за обладание торговыми портами на Черном море. На месте подводных раскопок археологи обнаружили остатки дорогостоящего груза: амфоры с разными сортами оливкового масла, расписную посуду, итальянское стекло и много другого товара. Как отмечали археологи, беда в том, что местный судакский аквалангистский клуб организует экспедиции туристов к месту гибели галеры и экскурсанты не возвращаются без сувениров из XIII века, которые, конечно же, безвозвратно утрачиваются для науки.
Этим летом другой экспедиции удалось во время раскопок на цитадели Пантикапея обнаружить мощные оборонительные стены, фундамент, лестницу и цоколь довольно крупной постройки, которая была сложена квадрами, огромными кубической формы камнями весом в несколько центнеров каждый. Они датируются V-VI веками до н. э. и по утверждению автора находок, обнаружены впервые. Эта находка позволила выдвинуть еще одну гипотезу: как свидетельствует расположение частей этого здания - стены сдвинуты с места, лестница перекошена - это стало результатом сильного землетрясения, которым и было разрушено строение, по оценкам ученых, во второй четверти III века до н. э.
Довольно интересное открытие удалось сделать крымскому археологу А. Пуздровскому, экспедиция которого вела раскопки Усть-Альминского позднескифского некрополя. Археологи нашли здесь уникальные деревянные расписные лаковые шкатулки и пиалы западнокитайского происхождения, что свидетельствует: крымские скифы в I веке до нашей эры поддерживали тесные торговые связи с Дальним Востоком. Ученые высказывают предположение, что и торговый Великий Шелковый путь, возможно, начал действовать задолго до средневековья, как раньше считали ученые.
Одну из загадок, не разгаданную до сих пор, принесли раскопки святилища в древнем городище Нимфей. Археологи вскрыли около 15 захоронений собак, относящиеся к третьему веку нашей эры. Положение костяков - они ориентированы на север, говорит о том, что ученые наткнулись на жертвенное захоронение. Но что оно должно обозначать? С какими верованиями связано? Как предполагают археологи, собака считалась у древних символом загробного мира, слугой подземных сил. Может быть этой жертвой жители Нимфея пытались задобрить богов подземного царства, посылающего людям время от времени сокрушительные землетрясения?
А ученым-исследователям истории крымских татар в ходе этнографической экспедиции в Черноморском районе Крыма, как сообщает Алифе Ибрагимова, удалось обнаружить три новых старинных кладбища. На них ученым удалось найти и описать надгробные памятники с надписями в виде тамги, что значительно обогащает сведения о том, что такое тамга, как и для чего она использовалась древним населением Крыма. Так, анализ копий тамги с кладбища возле села Ак-Баш (или Ак-Таш - ныне это территория в 7-8 километрах от села Водопойное) показывает, что здесь были похоронены потомки рода Кипчак, ветвей Кунбелен, Тамкура, рода Тема, ветвей Джабан. Обнаруженные на надгробьях тамги в этом районе отнесены учеными к знакам татар-ногайцев. Известно, что тамги обозначали у татар родовой или территориальный (улусный) знак, который передавался от отца к старшему сыну по мужской линии, служил не только знаком происхождения, но и знаком собственности, которым обозначалось все, чем владел род. Ученым известно много начертаний крымскотатарских тамг, самая известная из которых принадлежала роду Гиреев и имела форму трезубца, похожего на украинский герб, только перевернутый вниз. По некоторым гипотезам, тамга Гиреев символизировала весы в состоянии равновесия, что утверждало представление об уверенности и стабильности рода. Сегодня это гербовый национальный знак крымских татар.