Высший совет правосудия (ВСП) призвал Верховную Раду пересмотреть ключевые вопросы законопроекта № 5068 о роли международных экспертов в формировании государственных органов Украины.
Закон предусматривает создание Этического совета, который будет определять соответствие кандидата на должность члена ВСП. Ни одно решение совета не будет считаться принятым, если за него не проголосуют как минимум два международных эксперта. То есть документ наделяет международных экспертов ведущей ролью при формировании состава украинского Высшего совета правосудия.
Вот какие причины для отмены закона приводит ВСП:
- "Неконституционность"
Этический совет получил полномочия «ветировать» назначение человека из-за его недобропорядочности. По мнению судей, такие широкие властные полномочия нельзя передавать организации, не имеющей контролирующих функций и статуса органа государственной власти. В ВСП это называют "попыткой в очередной раз вмешаться в деятельность судебной власти вопреки статье 131 Конституции Украины".
Возможность отстранения члена ВСП от выполнения обязанностей, по словам судей, является аналогом уголовно-процессуального преследования лица, при этом применять ее предлагается по решению совещательного органа, которым является Этический совет. "Это дает беспрецедентную возможность устранения вне уголовной, административной, дисциплинарной ответственности любого лица, находящегося на государственной службе", - говорят в ВСП.
- "Несоответствие обязательствам Украины перед МВФ"
Одним из требований для получения транша от Международного валютного фонда является реформирование Высшего совета правосудия. "Однако обязательства не предполагали, что именно голос международных экспертов будет решающим при решении кадровых вопросов формирования органов судебной власти Украины", - объясняет ВСП.
- "Перекладывание ответственности за реформу на иностранцев"
В ВСП убеждены, что международные эксперты не смогут ответить, в случае необходимости, перед украинским законодательством или народом Украины за проведенные реформы, а Украина никак не сможет контролировать этих экспертов. Также пока неизвестно, какие именно люди станут этими экспертами, поэтому нет гарантии их добродетели.
- "Отсутствие одобрения среди украинских судов"
По словам представителей ВРП, ни один суд, орган судебной власти или судейская ассоциация не поддержали законопроект № 5068. "Это может привести к сплошному сопротивлению, - говорят в ВСП, - так как при реформировании судебной ветви власти голос судейского сообщества должен быть решающим и учтенным в первую очередь".
- "Отсутствие одобрения среди членов ВСП"
В состав ВСП входят представители от судей, адвокатов, прокуроров, ученых, Верховной Рады и президента. "Ни один из субъектов формирования ВСП не высказался в поддержку законопроекта № 5068, кроме международников и незначительного количества общественных организаций, которые активно лоббируют этот законопроект в парламенте", - говорят в ВРУ.
- "Угроза работе ВСП и судебной власти в целом"
"Если ВСП прекратит работу, в судебной власти остановятся все ключевые процессы", - убеждают в совете. Это касается финансирования, нагрузки, Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы, обеспечения судов, представительства интересов судейского корпуса, увольнения и перевода судей, международного партнерства - всего более 20 функций. В то же время судебная реформа не решает таких проблем, как финансирование судов, кадровый дефицит, низкие заработные платы, плохое материально-техническое состояние судов.
Что не так с Высшим советом правосудия
ВСП состоит из 21 члена, половину которых избирает съезд судей из числа судей, по два назначают парламент и президент, еще по два члена выбирают съезды адвокатов, прокуроров и юридических высших учебных заведений. Глава Верховного суда входит в состав ВСП по должности.
"Проблема таких назначений в том, что они очень политизированы, ведь ключевым критерием оценки кандидата является не его репутация или знания, а лояльность к тем, кто принимает решения о его назначении", - говорится в статье Галины Чижик "ВСП: реальная чистка или имитация?".
По ее словам, последние десять лет на съездах судей торжествуют судейские кланы. "Вместо свободного волеизъявления судей там происходит легитимация решений, принятых лидерами той или иной судейской группировки. Неудивительно, что фамилии будущих членов ВСП становятся известными заранее, как это произошло в декабре 2018-го или марте 2021-го", - поясняется в статье.
Тем временем Этический совет должен оценивать на добродетель всех кандидатов в ВСП независимо от субъекта назначения (избрания). Наличие в совете международных экспертов поддержала Венецианская комиссия.
20 июля Верховная Рада должна рассмотреть на внеочередном заседании четыре постановления об отмене нового закона. Подробнее о возможных вариантах развития событий после окончательного принятия законов по ВСП читайте в статье Ирины Шибы и Михаила Жернакова "Суд идет: когда заработает судебная реформа, и что может пойти не так".