Десять из 46 объединенных территориальных громад в Донецкой области и 8 из 26 – в Луганской не имеют собственных органов местного самоуправления и управляются военно-гражданскими администрациями. Около восьми лет почти 650 тысяч граждан Украины принудительно исключены из одного из важнейших демократических процессов в государстве.
ВГА, введенные в период военной нестабильности в 2015 году как временная мера, стали самой распространенной практикой решения любых административных проблем в двух восточных областях.
Но объективных причин для сохранения такого состояния дел становится все меньше. А последние шаги к завершению реформы децентрализации являются также шагами к прекращению этой практики, пишет журналист Юлия Абибок в статье «Железный кулак ВГА. Что на самом деле власть пытается решить за счет военно-гражданских администраций?».
Уже несколько месяцев в парламенте ждет рассмотрения подготовленный ко второму чтению законопроект о местных государственных администрациях. Его принятие означало бы приближение к завершению децентрализации.
«Обновленные МГА на уровне районов выполняли бы роль надзирателей за деятельностью местных рад с возможностью вмешиваться в незаконные действия. На Донетчине и Луганщине они имели бы больше функций и полномочий относительно прифронтовых громад, будучи теми же военно-гражданскими администрациями, которые, впрочем, не распоряжались бы местными бюджетами», - объясняет один из соавторов децентрализации Юрий Ганущак.
Ганущак настаивает: без принятия закона о МГА решить управленческие проблемы на востоке страны невозможно. Речь идет, в частности, о механизмах и процедуре роспуска местной рады, которая должна быть создана в каждой громаде.
«Без запуска закона о местных государственных администрациях мы не получаем пример, как это должны выглядеть, – подчеркивает Ганущак. –Поставим себя на место любого президента. Есть депутаты, которые под влиянием олигархов или даже зарубежных деятелей прибегают к неким политическим шагам, а легитимного инструмента противодействия им нет. Поэтому президент делает самое простое из возможного: не объявляет выборы и назначает своего представителя руководить громадой».
Проект закона предусматривает ротацию глав МГА каждые три года (для снижения коррупционных рисков), усложнение процедуры выказывания недоверия главе администрации (для снижения рисков удара по исполнительной вертикали со стороны депутатского большинства, часто лояльного к местному олигарху).
Еще одним положением должно стать изъятие из Конституции перечня областей, открывающее возможность для их укрупнения или изменения их границ. Харьковская, Днепропетровска и Запорожская области могли бы расшириться за счет остатков Донецкой и Луганской, что решило бы проблему с избранием донецкой и луганской областных рад на время оккупации Донецка и Луганска.
«Какой бы политически уязвимой ни казалась идея укрупнения областей, можно не сомневаться, что для многих громад, особенно на востоке страны, она стала бы таким же выходом из тупика», - пишет автор.
Жизнеспособность данного тезиса доказана реформой укрупнения районов. Когда в 2015–2016 годах линия фронта стабилизировалась, многие населенные пункты вдоль нее оказались отрезанными от своих районных центров, связи с отдаленными райцентрами налаживались с трудом.
С расформированием старых районов и созданием ОТГ ситуация для многих изменилась коренным образом: они вошли в состав тех районов, с которыми имели тесные культурные, экономические и исторические связи. Громады в Луганской и Донецкой областях воспользовались этой частью реформы едва ли не больше всего.
«Ряд областей Украины, такие, например, как Волынская и Ровенская, в прошлом представляли единые исторические регионы или административно-территориальные единицы. Общая граница Тернопольщины и Хмельнитчины до сих пор выглядит искусственно, с селами и городками с одинаковыми названиями по обе ее стороны. Нынешние границы ряда областей являются принципиально постоянными, скорее, для чьих-то политических и бизнес интересов, чем для подавляющего большинства жителей. Но на Востоке Украины вопрос укрупнения областей имеет наиболее практический смысл», – резюмирует Ганущак.
Идея о распределении частей Луганской и Донецкой областей между соседними регионами не оригинальна. В 2015 году ее расписывал один из авторов реформы децентрализации Анатолий Ткачук. Юрий Ганущак тоже ее сторонник. «Если вы оставляете этот перечень областей в Конституции, то фактически вы не делаете децентрализацию», – добавляет он.
Если с того времени о ней и забыли, то из-за исчезновения непосредственного повода, но не принципиальной актуальности.
Какая реальная польза от железного кулака власти в регионе на восьмом году войны? Что на самом деле Киев пытается решить за счет ВГА? Почему лишение граждан права голоса не снимает политических проблем прифронтового региона? Целесообразно ли вообще размышлять о каких-то стратегиях возвращения оккупированных территорий, если Украинское государство демонстрирует абсолютную несостоятельность на подконтрольных прифронтовых? Ответы на эти и другие вопросы ищите в статье Юлии Абибок «Железный кулак ВГА. Что на самом деле власть пытается решить за счет военно-гражданских администраций?».