Совершенствование представленного проекта закона о местном самоуправлении в рамках его нынешней идеологии невозможно – эксперт

ZN.UA Эксклюзив Документ
Поделиться
Совершенствование представленного проекта закона о местном самоуправлении в рамках его нынешней идеологии невозможно – эксперт © Верховная Рада
Слишком он алогичен, сложный и чужой для украинской правовой системы.

Украину может ожидать системная ошибка - новое правовое регулирование местного самоуправления на основе новой редакции Закона "О местном самоуправлении в Украине". В общем выглядит вполне логичным, что законодатель решил взяться за подготовку новой редакции закона, ведь реформа местного самоуправления и территориальной организации власти, по сути, завершилась на том этапе, который позволяет осуществить украинская Конституция. Однако в новой редакции документа есть свои подводные камни, пишет в своей статье для ZN.UA один из авторов реформы децентрализации Анатолий Ткачук. Он объяснил, каким должен быть обновленный закон и, что взамен предлагают законодатели.

Какова ключевая потребность для новой редакции и можно ли обойтись без такой?

В общем реформа местного самоуправления предусматривала уравнять в правах и возможностях все территориальные громады в Украине, и сейчас это произошло. Что по этому поводу требует уточнения в законе? Только снятие предписаний во многих статьях, где говорится о полномочиях исполкома рад городов областного значения, поскольку такого понятия для рад не осталось, пишет автор.

Ткачук отметил, что нужно также уточнить статьи 43, 44, где говорится о полномочиях районных и областных рад. Поскольку, лишив райрад полномочий и ресурсов из-за изменений в Бюджетный кодекс, законодатель создал ситуацию, когда есть конституционные органы публичной власти, есть избранные несколько тысяч депутатов этих рад, но для них не определены подкрепленные ресурсами полномочия.

"Это абсолютно аномальная ситуация для государства, действительно требует оперативного исправления. И на этом пока точка", - пояснил автор.

Что взамен делает законодатель?

По словам Ткачука, законодатель вместо необходимости изменения действующего закона начал длинную историю по подготовке и принятия принципиально нового. И это несмотря на то, что именно его вина в отсутствии ясности относительно районных рад и появление многих проблем на районном уровне с последующим обеспечением населения определенными публичными услугами, которые предоставлялись на уровне района и не всегда могут предоставляться территориальными громадами в большинстве периферийных территорий.

"Закон "О местном самоуправлении в Украине", принятый 1997 в году, прошел испытание временем и до сих пор не было нареканий на его непонятность или нефункциональность. Почему? Потому что он построен по классической схеме для статусного закона: сначала материальные нормы - потом процессуальные, сначала система органов - потом полномочия - дальше процедуры - дальше санкции. Закон создан по принципу положительных формулировок, побуждающих к действию, а не запрещающих его. Правовые конструкции являются достаточно понятными, терминология сложившейся", - пояснил Ткачук.

Зато в новом законопроекте мы наблюдаем нарушение конституционного принципа определения полномочий органов публичной власти и принципа правовой определенности. Очевидна и угроза окончательного разрушения системы управления в государстве.

Автор отметил, что говорить о правовых проблемах этого законопроекта можно долго и подробно. В нем куча деталей относительно сайтов, стратегий, реестров, которым точно не место в законе, зато ключевое - понятны полномочия, собственные и делегированные - найти очень сложно.

Похоже, что после принятия этого закона местное самоуправление должно избавиться от большинства своих финансовых поступлений, ведь делегированные полномочия не определены, значит, под них нельзя рассчитать государственные налоги. И даже если они будут определены другими законами, их еще надо внести в реестр полномочий. То есть не закон определяет полномочия, а наличие записи в реестре. По словам Ткачука, это что-то вообще новое в правовой системе.

"Что делать с этим конкретным законопроектом? Можно ли его усовершенствовать? Какова позиция правительства по этому нормотворчества? Как по мне, совершенствование проекта в рамках его нынешней идеологии невозможно. Слишком он алогичный, сложный и чужой для нашей правовой системы. Однако проблемы, которые возникли на последнем этапе реформы, следует решать. Поэтому сейчас стоит быстро внести необходимый минимум изменений в действующий Закон "О местном самоуправлении в Украине", а затем снова начинать работу над новым законопроектом, возможно, с учетом конституционных изменений, если таковые будут", - отметил автор.

Подробнее об основных проблемах, рисках и прогнозах децентрализации читайте в материале Анатолия Ткачука "Черная кошка децентрализации".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме