По обе стороны от... свободы

1 июля, 2011, 14:37 Распечатать Выпуск №24, 1 июля-8 июля

Когда пал железный занавес, никто в Европе не подозревал, что вскоре между «старой» и «новейшей» частями нашего континента возникнет новая стена — визовая.

© Getty Images/Fotobank

Когда пал железный занавес, никто в Европе не подозревал, что вскоре между «старой» и «новейшей» частями нашего континента возникнет новая стена — визовая. Прохождение этой унизительной процедуры испытывает почти каждый наш соотечественник, который намерен посетить подавляющее большинство европейских стран с образовательной, деловой, туристической медицинской целью либо для того, чтобы увидеться с родным или близким человеком.

До сих пор помню пронзительные как рентген глаза сотрудников одного из посольств, которые, кажется, пытались угадать, к какому сорту людей я принадлежу, игнорируя мое образование, знание иностранного языка, этикета и т.п. Но мне тогда еще повезло, ведь другие получили отказ, и, что самое обидное, без объяснений. Глухое раздражение, бессилие и фактическая невозможность апелляции в таких случаях совершенно не способствуют воспитанию у украинцев чувства объединенной Европы, на что нам часто указывают европейские коллеги.

Не много ли комплиментов?

Как известно, возможность свободно путешествовать — одна из фундаментальных европейских ценностей. Право на передвижение без ограничений со стороны государства зафиксировано в Конс­титуции Украины, но, к сожалению, воспользоваться этим правом наши граждане могут только внут­ри своего государства и еще в нескольких зарубежных странах.

Предыдущая власть, декларируя свое желание снести визовые преграды, явно действовала вяло, не побудила наших европейских коллег к более активному диалогу. А сейчас мы имеем с обеих сторон ощутимые уступки на этом пути.

Недавно в Киеве пребывала еврокомиссар по внутренним делам г-жа С.Мальмстрем для обсуждения безвизового режима с Украиной. Вместе с министрами юстиции и внутренних дел Венгрии и Польши (первая только что завершила свое председательство в ЕС, а вторая председательствует с первого июля с.г.) она обсудила с украинской стороной выполнение Плана действий по введению Евросоюзом безвизового режима для нашего государства. Комиссар приветствовала существенные сдвиги в выполнении Украиной Плана действий. В сентябре, пообещала она, будет подготовлен отчет Еврокомиссии, который четко определит дальнейшие шаги по отмене виз для наших соотечественников.

Достижения Украины признали и авторитетные неправительственные организации, обычно не жалеющие слов для критики в адрес отечественной власти. Так, Общественная инициатива «Европа без барьеров», работающая при поддержке Между­народного фонда «Відрод­ження», перед визитом комиссара обнародовала свою оценку состояния выполнения Плана действий за первое полугодие 2011 года, признав прогресс в выполнении положений документа и возможность завершить реализацию первого его этапа в определенные президентом Украины сроки — до конца нынешнего года.

Осталось преодолеть бюрократизм, узковедомственные интересы, недостаточную институциональную способность, прежде всего новосозданных органов государственного управления, найти бюджетное финансирование и т.д.

Действительно, в стране остается много проблем. Но будем честными: только теперь они начали наконец-то решаться. Свиде­тельство тому — отмеченные Еврокомиссией и неправительственными организациями примеры принятия соответствующих законов, нормативных актов, а главное — политических решений, которые позволили ЕС в прошлом году предоставить нам упомянутый План действий, а в этом — признать прогресс в его выполнении.

«Время комплиментов» — так можно было назвать предшествующую европейскую политику украинской власти, — к счастью, закончилось. Вряд ли есть основания назвать партнерским прежнее общение, поскольку полноценный, нацеленный на результат диалог — всегда открытый и критический.

В каденцию предыдущего президента, говоря «да» европейской интеграции, мы имели в виду преж­де всего возможность для своих граждан свободно путешествовать по Европе, торговать и общаться с ее гражданами. Зато когда ЕС говорил «нет», то имел в виду, что ЕС и без Украины перегружен проблемами и не сможет финансировать украинские реформы в том объеме, в котором финансировал реформы польские, венгерские или румынские.

Наиболее предпочтителен язык фактов

Принципиальное отличие нынешней ситуации в том, что мы наконец-то поставили диалог Украина—ЕС на общую почву и говорим вместе на языке конкретики. Украина говорит о том, что может сделать, а ЕС — о том, что может себе позволить.

Бесспорно, политическая ассоциация и экономическая интеграция важны, и вскоре мы подпишем соглашение об ассоциации с ЕС. Но главное сейчас — решить проблему каждого украинца, чтобы, путешествуя по Европе, он не чувствовал себя европейцем второго сорта.

По данным различных социологических опросов, почти 80% респондентов сегодня поддерживают отмену визового режима (вступление в ЕС поддерживают около половины респондентов). Мотивация такого сближения тоже симптоматична: 62% граждан говорят о возможности путешествий, знакомства с историческими достопримечательностями, культурного обмена, 44% респондентов указывают на возможность развивать бизнес в западном направлении, 27% говорят о возможности использования медицинского и оздоровительного потенциала европейских стран, 21% — о перспективах обучения за границей и только 9% рассматривают Евросоюз как поле для поиска рабочих мест.

Украина давно перестала быть для ЕС источником повышенного риска трудовой миграции, и об этом свидетельствуют данные Евростата (по результатам прошлого года, украинцы не вошли даже в первую тридцатку стран — поставщиков искателей убежища в ЕС) и низкий уровень отказа в выдаче виз (около 4% ). Безвизовый режим с Евросоюзом стал для украинцев насущной необходимостью.

Старались, но вполсилы

С весны 2005 года, отменив визы для граждан ЕС, мы ожидали аналогичных ответных действий. Однако европейцы не спешили с ответом. Соглашение об упрощении оформления виз заметного улучшения украинцам в плане поездок в ЕС не принесло, а Евросоюз в ответ на этот документ выбил для себя еще и соглашение о реадмиссии (обязательство нашего государства возвращать к себе всех граждан, в том числе и третьих стран, нелегально попавших в ЕС с территории Украины) и распространении одностороннего безвизового режима поездок в Украину на Румынию и Болгарию.

К диалогу на тему поиска путей отмены визового режима для украинских граждан Евросоюз вернулся только в 2008 году. Но в течение двух следующих лет заметного прогресса на этом пути не было. Евросоюз ожидал от украинских властей конкретных шагов в направлении достижения критериев, необходимых для введения безвизового режима: повышения безопасности документов, удостоверяющих личность, совершенствования национальных систем управления миграцией и границами, налаживания системы защиты персональных данных, активизации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, торговлей людьми и т.д.

Наконец, были определены четыре ключевых нормативных акта, принятие которых позволило бы перевести диалог в практическую плоскость. Но даже основополагающие для начала работы над безвизовым режимом документы, обеспечивающие защиту персональных данных, приняты не были. Не говоря уж о создании соответствующей службы или внедрении европейских стандартов в управление миграционными процессами.

И только первого марта 2010 года, во время своего первого зарубежного визита в Брюссель, новый президент Украины
В.Янукович, среди прочего, договорился с президен­том Европейской комиссии
Ж-М.Бар­розу об интенсификации «без­визового диалога» и переходе от абстрактных дискуссий к конкретной и прагматичной работе.

Пообещали — сделали!

Уже в течение апреля—октября 2010 года был принят ряд законов: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о предотвращении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем» (о криминализации манипулирования на фондовом рынке), «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об аресте активов, которые связаны с финансированием терроризма и касаются финансовых операций, остановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета безопасности ООН, и определении порядка доступа к таким активам», «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», «О защите персональных данных»; ратифицированы Конвенции Совета Европы о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и Допол­нительный протокол к ней, о мерах по противодействию торговле людьми, об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и другие.

В июне 2010 года на министерском заседании Украина — ЕС по вопросам юстиции, свободы и безо­пасности было рекомендовано перейти к полномасштабному операционному этапу на основе конкретного плана действий с четким перечнем требований, которые наше государство должно выполнить перед введением ЕС безвизового режима для украинских граждан. Этот План действий, по логике и философии, должен был соответствовать «дорожным картам», в свое время предоставленным Европейским Союзом странам Западных Балкан и уже приведшим их к отмене визового режима с ЕС.

22 ноября 2010 на саммите Украина — ЕС в Брюсселе нам предоставили План действий по либерализации визового режима. Украина стала первой страной без статуса кандидата на вступление в Евросоюз, которому ЕС предоставил такой документ. Для выполнения упомянутого Плана действий президент Украины утвердил Национальный план, который содержит перечень конкретных мероприятий, необходимых для введения безвизового режима. Глава государства четко подчеркнул исключительный политический смысл реализации указанного документа, определил конкретные сроки его выполнения.

С декабря прошлого года в Украине создана Государственная миграционная служба и Госу­дарственная служба по защите персональных данных как отдельные органы исполнительной власти. Это было одним из ключевых требований стороны ЕС, которое мы долго не выполняли.

Время собирать камни...

К середине 2011 года наша страна фактически приблизилась к завершению выполнения первой фазы Плана действий, ратифицировав ряд общеевропейских документов и приняв ряд соответствующих отечественных законов.

Нам есть чем отчитываться о завершении выполнения первой фазы Плана действий и есть с чем перейти к его второму, более сложному этапу, когда необходимо будет обеспечить надлежащую имплементацию принятых документов. В этот период наше государство будут регулярно посещать оценочные миссии из ЕС, чтобы проверять на практике работу национальных систем биометрической верификации, управления миграцией и границами, защиты персональных данных и т.д. Именно по результатам второго этапа Европейской комиссией должна быть внесена в Евро­пейский парламент законодательная инициатива по изменению Шенгенского кодекса границ в части отмены визового режима для граждан Украины.

Вышеприведенные факты говорят сами за себя. Именно нынешняя, как ее называют оппоненты, «непроевропейская», власть фактически за год сделала больше для предоставления украинским гражданам права на свободное передвижение по Европе, нежели ее предшественники — за пятилетие.

Как сказано в Писании, судить нужно по делам, а не по словам. Поэтому предлагаю не мериться достижениями, а сплоченно и настойчиво работать на общий для Украины результат.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно