По скандальному закону 5655 при автоматической выдаче прав на строительство не предусмотрены проверки его законности, - эксперт

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
По скандальному закону 5655 при автоматической выдаче прав на строительство не предусмотрены проверки его законности, - эксперт © Pixabay
Закон просто снимает ответственность за незаконную выдачу разрешений с чиновников и перекладывает ее на бизнесменов.

Авторы скандального законопроекта №5655 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы градостроительной деятельности» отмечают, что новый закон позволит без коррупции и автоматически получить разрешение на строительство. Но никто не гарантирует, что автоматическое разрешение будет законным. О манипуляциях новой реформы, благодаря которым ответственность с коррумпированных чиновников перевели на застройщиков, пишет Георгий Могильный в статье для ZN.UA «Разделяй и властвуй». Почему в битве за реформу градостроительства стали врагами села и города?

Для начала автор предлагает разобраться, какая доля объектов строительства находится в зоне коррупционного риска при получении права на строительство, чтобы понимать необходимость радикальных изменений разрешительной процедуры.

Первое – на самый низкий класс ответственности СС1 приходится 90% всех объектов строительства. Его начало предусматривает полную дерегуляцию еще с 2017 года и требует только направления сообщения, что после запуска с декабря 2020 года ЕГЕСБ должно полностью исключить любую коррупцию.

Однако, как уже сообщало ZN.UA, в ЕГЭСБ запрограммирована не предусмотренная законодательством функция для возвращения чиновниками сообщений на обработку. То есть, согласно действующему законодательству, для таких объектов все уже должно быть автоматизировано, а существующая коррупция – следствие цифровизации. Чтобы исправить нарушение, достаточно прекратить нарушать законодательство и никаких законодательных изменений не требуется.

Второе – ДИАМ выдает 80% всех разрешений на строительство (часть для класса ответственности СС2 и все для высшего класса СС3), что составляет 8% всех объектов строительства. И застройщики, и чиновники хвалят ДИАМ, утверждая, что коррупция отсутствует, а срок рассмотрения заявки составляет всего один рабочий день.

Третье – в группе коррупционного риска остаются разрешения только на 2% объектов строительства – для среднего класса ответственности СС2, выдаваемых ОМС.

"Таким образом, переход на новую разрешительную процедуру всего строительства лишен смысла - гораздо проще и эффективнее просто передать ДИАМ полномочия на выдачу разрешений СС2 от ОМС, что даже существенно не повлияет на нагрузку его работой", - отмечает Могильный.

При этом, добавляет автор, так называемая автоматическая регистрация права на строительство в ИП №5655 не предусматривает полноценную проверку законности строительства: то, что при выдаче разрешения проверяют в ручном режиме чиновники, будут проверять так же в ручном режиме нанятые застройщиком эксперты.

Автоматическая блокировка в процессе оформления права происходит при отсутствии нужного пакета документов, превышении максимальной высоты здания и наличии статуса памятника или строительства в буферной зоне объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Нарушение градостроительной документации или МУО (кроме высоты) не является основанием отказа в автоматическом предоставлении права строить.

Автор уверен, что законопроект просто предусматривает снятие ответственности за незаконную выдачу разрешений с чиновников и перевод ответственности на частные компании. Надежность проверки законности строительства от такой «автоматизации» только снизится.

«Как и в пункте выше, ОМС теряют инструменты для остановки строительства с нарушением МД и МУО, а новая разрешительная процедура не гарантирует их исполнение при «автоматической» регистрации права на строительство», – резюмирует Могильный.

14 декабря Совет минимальным количеством голосов – 228 из необходимых 226, – принял в целом проект закона авторства главы партии «Слуга народа» Елены Шуляк. Как и предупреждало ZN.UA, голосование прошло без обсуждения. Монобольшинству удалось протащить скандальный законопроект благодаря депутатам, избранным от ныне запрещенной пророссийской «Оппозиционной платформы – При жизни», в частности, Нестору Шуфричу и Александру Качному. Отметим, что петиция на сайте офиса президента о ветировании законопроекта только за сутки набрала 25 тысяч подписей, необходимых для рассмотрения ее Зеленским.

В свою очередь Нацагентство по предотвращению коррупции заявило, что комитет ВРУ придерживался предоставленных рекомендаций не в полном объеме. В частности, в НАПК подчеркнули, что закон фактически вводит «принцип молчаливого согласия относительно восстановления права на выполнение подготовительных или строительных работ заказчиком/генеральным подрядчиком в случае, например, умышленного, с целью получения незаконной прибыли, неисполнения своих обязанностей уполномоченным лицом органа градостроительного контроля». В то же время, главным недостатком законопроекта в НАПК называют недостаточную открытость при его разработке с нарушением принципа прозрачности и учета общественного мнения.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме