Национальное агентство по предотвращению коррупции заявило, что при принятии во втором чтении законопроекта №5655 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании сферы градостроительной деятельности», что замечания агентства были учтены Комитетом ВРУ не в полной мере. Об этом говорится в письме-ответе НАПК на вопрос Национального союза архитекторов Украины.
В частности, в НАПК подчеркнули, что закон фактически вводит "принцип молчаливого согласия относительно восстановления права на выполнение подготовительных или строительных работ заказчиком/генеральным подрядчиком в случае, например, умышленного, с целью получения незаконной прибыли, неисполнения своих обязанностей уполномоченным лицом органа градостроительного контроля".
В частности, заместитель председателя НАПК Андрей Вишневский в письме заявил, что агентство никогда не агитировало ни за, ни против принятия проекта Закона, «поскольку оно не является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроительства», а лишь проводило антикоррупционную экспертизу и дополнительный анализ проекта закона.
«Во-вторых, представители Национального агентства не принимали участия в заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства 8 декабря и в пленарном заседании Верховной Рады Украины 13 декабря, на которых рассматривался проект Закона, а его окончательный текст, направленный на подпись Президенту Украины, до сих пор не обнародован. Поэтому, несмотря на распространение информации об учете замечаний и рекомендаций НАПК, сделать окончательные выводы о степени учета своих замечаний и рекомендаций у Национального агентства пока нет возможности», - говорится в письме.
При этом Вишенский отметил, что «в варианте текста проекта Закона от 09.12.2022 большинство замечаний и рекомендаций учтено».
В то же время, главным недостатком законопроекта он называет недостаточную открытость при его разработке с нарушением принципа прозрачности и учета общественного мнения.
Напомним, 13 декабря Верховная Рада приняла во втором чтении скандальный законопроект №5655 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы градостроительной деятельности».
Против законопроекта сразу же высказались Национальный союз архитекторов Украины и отдельные архитекторы, которые сейчас защищают Украину. Заместитель председателя Архитектурной палаты НСАУ Анна Кирий назвала законопроект «реформой градосилования».
С общим заявлением накануне голосования выступали и мэры 39 украинских городов. Городские председатели отметили, что законодательная инициатива создает условия для отстранения государства и местного самоуправления от контроля за градостроительной деятельностью.
Наконец, на сайте президента была зарегистрирована петиция с призывом ветировать соответствующий законопроект, которая за сутки набрала необходимое количество подписей.
Скандальный законопроект №5655 показал, что действующая украинская власть не слышит граждан. Им общественность лишили права влиять на застройку собственных городов, и попытались подорвать доверие западных партнеров как к НАПК, которое завыло «учет всех антикоррупционных замечаний» и не провело повторной экспертизы законопроекта накануне второго чтения, хотя документ был изменен на 80%. Почему так произошло и насколько важна позиция президента, который может ветировать коррупционный закон, в статье «Что нужно знать президенту, прежде чем подписывать законопроект №5655» рассказывает Георгий Могильный.