Легализация игорного рынка в Украине, стартовавшая в 2020 году, показала, что смыслы, заложенные в термин «легализация», и то, что получилось по итогам четырех лет, — мягко говоря, две большие разницы.
Вместо создания цивилизованной индустрии с прозрачными правилами, контролируемым налогообложением и защитой людей от агрессивной индустрии мы получили абсолютно непрозрачный, максимально токсичный, наполненный хаосом и непонятно кем контролируемый рынок, который мгновенно свалился на головы украинцев, ежегодно выбивая из их карманов, по данным НБУ, около 200 млрд грн.
Созданный регулятор рынка — КРАИЛ (Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей) — оказался нежизнеспособной и коррумпированной структурой, которая так и не смогла за четыре года создать систему онлайн-мониторинга, но наладила выдачу лицензий российскому бизнесу и увязла в «темках» и «схемках».
Налоговые сборы до сих пор не вышли на показатели реального оборота рынка, а пробелы и схемы их обхода депутаты и НБУ выискивают и латают просто «по дороге».
Вместе с тем рынок оказался настолько маржинальным, что масштаб рекламных кампаний стал беспрецедентным, а система втягивания людей в игру превратилась в угрозу национального уровня (о том, что Украина стоит на пороге эпидемии игровой зависимости, ZN.UA подробно написало в первой части исследования).
Авторы легализации вместе с КРАИЛ, увлекшись быстрой выдачей дорогих лицензий, совсем не позаботились об инструментах защиты людей от агрессивных действий операторов рынка и не создали работающую систему помощи в преодолении игровой зависимости и защиты от нее.
Фактически граждане оказались наедине с агрессивной индустрией, ее технологиями и неограниченными бюджетами. Результат — украинцы спускают на игру больше, чем донатят на ВСУ.
Реагировать на все это пришлось уже на уровне СНБО и президента, которые в апреле 2024 года ввели «меры противодействия негативным последствиям функционирования азартных игр в сети Интернет». Подчеркиваю, что решение СНБО касалось работы уже легализованной индустрии.
Сегодня очевидно, что, умышленно или нет, авторы запуска игорного рынка выкатили абсолютно «сырой продукт», ошибочность и необходимость изменений в котором признаны уже на всех уровнях, от парламента и правительства до офиса президента.
Такую позицию поддерживают и украинцы. Так, во время социологического опроса, проведенного по заказу ZN.UA Центром Разумкова в июне 2024 года, респондентов спросили: «По вашему мнению, легализация игорного бизнеса в Украине была правильным решением?».
44,7% украинцев — почти половина опрошенных — считают решение о легализации неправильным. 21% трудно определиться, а поддерживают легализацию 34,2%. Вместо восприятия легализации игорного рынка, что является частью общемировой тенденции, приносит в бюджет миллиарды гривен и хоть как-то обеспечивает защиту законом людей и их денег от мошенничества, люди реформы 2020 года не оценили.
Нужны изменения.
И нам их обещают.
В ближайшее время запланирована радикальная реформа «игорки», изменение правил лицензирования, налогообложения и контроля, что должно превратить токсичный рынок в нормальную цивилизованную индустрию, существующую во всем мире.
Частью этой реформы является законопроект № 9256-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью борьбы с игровой зависимостью (лудоманией) и усовершенствование государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей», который депутаты хотят в октябре-ноябре проголосовать.
Но этот законопроект — лишь часть общей реформы правил игры.
Попытаемся разобраться в изменениях, которые нужны индустрии, и в том, что планируют реализовать. Поможет нам в этом одна из правительственных концепций возможных изменений, оказавшаяся в моем распоряжении.
Ликвидировать мертворожденный КРАИЛ — первоочередная задача
Итак, саму реформу запланировано провести в несколько этапов.
Первый — этап «отбеливания рынка» и его детоксикация. Его задача — создать нормальный здоровый и прозрачный плацдарм и условия работы, на которых можно будет строить коммерческий, а не преступно-коррупционный игорный рынок.
В первый этап реформы входят:
- ликвидация КРАИЛ и создание «Агентства регулирования азартных игр» (АРАИ);
- изменение подхода к налогообложению;
- подключение операторов рынка к единой системе платежей, определенной НБУ;
- переформатирование подходов к выдаче лицензий и проверке лицензиатов;
- возможность конвертации криптовалют во время внесения платежей.
Подчеркиваю, что сейчас это только концепция, которая может быть изменена и откорректирована, но вектор на изменения выглядит неизбежным.
Законопроект № 9256-д авторства Даниила Гетманцева, который нам обещают очень быстро принять уже во втором чтении, является частью этого плана и совпадает с некоторыми пунктами первого этапа большой перезагрузки.
В законопроекте указано, что вместо КРАИЛ создается «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере организации и проведения азартных игр».
В случае принятия закона новый орган «Агентство регулирования азартных игр» (далее АРАИ или Агентство) теряет значительную часть автономности и коллективной безответственности, которые были в КРАИЛ и привели к потере контроля над рынком и коррумпированию самой Комиссии, но приобретает определенную управляемость и контроль со стороны правительства.
Базовые функции АРАИ фактически дублируют перечень полномочий КРАИЛ:
- выдача/аннулирование лицензий;
- проверка и контроль платежей;
- выявление нелегальных операторов;
- принятие решений о блокировании сайтов.
Но вместе с тем меняется механика контроля над самим Агентством и его возможностями контролировать рынок. Так, законопроектом № 9256-д для АРАИ внедряются механизмы и инструменты проведения контрольных закупок ставок, проверок работы операторов с помощью ботов, возможность программного контроля платежей. То есть АРАИ наделяют практическими инструментами контроля.
Кому именно будет подчиняться Агентство, сейчас неизвестно, в законопроекте указано, что напрямую правительству, но вполне вероятно, что де-факто это будет Минцифры. Эта версия выглядит логичной с учетом того, что подачу лицензий и их получение планируют реализовывать через портал «Дія», а сама концепция реформы тоже рождена в недрах Минцифры.
Михаил Федоров неоднократно и публично заявлял о необходимости ликвидации КРАИЛ и глобального изменения подхода работы игорного рынка. Похоже, что такой мандат он, и его команда получили. Потому и лицензии через «Дію».
Вместе с тем проверка будет автоматической, без ручного вмешательства Агентства и без физического доступа лицензиатов к ее членам.
Как в случае автоматической проверки выдачи лицензий избежать их покупки операторами с российским или преступным капиталом, которые просто зарегистрируют ООО на подставных лиц с украинским паспортом, — пока не очень понятно.
Но именно устранение человеческого фактора во время выдачи лицензий было главным мотиватором для ликвидации КРАИЛ, хотя сейчас неясно, какие предохранители от коррупции будут в АРАИ, насколько этот орган будет защищен от влияния правоохранительных структур и отдельных чиновников, что, собственно, и стало бедой КРАИЛ. Но, возможно, мы увидим это в более широком проекте презентации реформы.
Налоги большие, но их не платят
Законодатель хочет изменить налогообложение игорного бизнеса. Платежные системы стали инструментом налоговых схем.
Поэтому второй пункт первого этапа реформы — концепт изменения налогообложения и системы проведения платежей, которые фактически возьмет под прямой контроль НБУ. Этот радикальный шаг в реформе должен решить главную проблему индустрии — уклонение от уплаты налогов и неконтролированность государством движения игорных средств.
Будем откровенны: на сегодняшний день никто не понимает, сколько денег реально вращается в игорной индустрии. Тем более никто не понимает границы доходности для бюджета от налогообложения, ведь на разных этапах их уплаты операторы используют разные инструменты оптимизации.
Для сравнения и понимания:
- в 2021 году игорная индустрия заплатила 204,8 млн грн налогов;
- 2022-м — 730,9 млн;
- 2023-м — 10,4 млрд;
- за девять месяцев 2024-го — уже 13,5 млрд (прогноз на год — 17–18 млрд).
Цифры более чем красноречивые.
Игорная индустрия постоянно соревнуется с народными депутатами и НБУ в параллельном поиске схем налоговой оптимизации и затыкании этих пробелов.
Мискодинг, дропы и т.п. Эти слова и схемы мы с вами открыли для себя где-то одновременно с легализацией игорного рынка, что еще раз свидетельствует о полной неготовности налоговой инфраструктуры к выходу этого рынка в легальную плоскость. Хотя, напомню, о таком сценарии эксперты предупреждали еще в 2020 году.
И хотя налоги на игорный бизнес в Украине — одни из самых высоких, компенсируется это традиционной необязательностью их уплаты.
В теории рынок должен платить 18% налога на прибыль, 22% — на ЕСВ, от 10 до 18% — на валовый игорный доход (GGR) и 19,5% налога на выигрыш игрока.
На практике, как я уже говорил, одни убегают, другие догоняют. И где реальная цифра оборота игорного бизнеса, не знает пока никто.
Радикальной является идея временно заменить наиболее оптимизированные 18% GGR и 18% ННП уплатой 5% с валового выторга, который будут брать «на входе» денег. Отдельно предложено добавить 2,5% (почему не 3,5?) военного сбора.
Я не экономист, поэтому не возьмусь оценивать преимущества или недостатки такого подхода к налогообложению, но как факт такая идея есть. Увеличит ли это бюджетные поступления — сейчас непонятно, в доступной мне концепции реформы этих расчетов нет, но, думаю, где-то они должны быть, ведь изменение налоговой нагрузки на то, что приведет к уменьшению отчислений в казну, объяснить обществу будет сложно.
В тандеме с изменением налогов идет идея создания единой платежной системы, к которой будут подключены все операторы игорного рынка.
Ее или должен создать НБУ с чистого листа, или отобрать на каком-то конкурсе из уже существующих. Эта платежная система будет находиться под постоянным специальным мониторингом регулятора и, кроме усиленного контроля, будет иметь право на конвертацию некоторых криптовалют в рамках работы операторов рынка. Я так понимаю, что это приблизительно должно совпадать во времени с легализацией в Украине крипты.
А теперь попытаюсь немного объяснить такой шаг.
Платежные системы действительно стали частью «игорного синдиката» и глубоко вошли в сотрудничество как с операторами рынка, так и с КРАИЛ.
Они не просто обслуживают финансовые транзакции на рыночных условиях, а откровенно способствуют разным схемам уклонения от уплаты налогов, обхода мониторинга движения денег и т.п. Без содействия инфраструктуры проведения платежей это было бы невозможно.
Ярчайший пример — платежная система «Даймонд Пей», которая недавно потеряла лицензию НБУ за наличие бенефициарного контроля гражданами РФ.
Во время проверок НБУ было установлено, что эта система стала искусственным монополистом на рынке обработки игорных денег, обслуживая 70% рынка, способствовала уклонению от уплаты налогов в рамках схемы дропов, проводя обезличенные платежи, а во время блокирования финансовым мониторингом средств операторов vBet и Pin-UP принимала платежи игроков и выплачивала выигрыши, не завершая платежей на уже заблокированные счета.
Вишенкой на торте стал факт получения платежей от «Даймонд Пей» семьей одного из ключевых членов КРАИЛ Евгения Яхния. Его жене системно выплачивали сотни тысяч гривен «за услуги дизайна».
И «Даймонд Пей» — это лишь один из примеров, о котором узнала страна. А могла и не узнать. Поэтому наведение порядка в этом вопросе и создание единой надежной и прозрачной платежной системы под всю индустрию выглядит логичным и правильным.
Хотя о свободе рынка здесь можно и подискутировать. Но рынок сам себя дискредитировал. Поэтому 1:1.
На этом первый этап реформы завершается, ведь его задача, как я уже отмечал, — «отбелить индустрию» и создать плацдарм для здорового и прозрачного рынка.
Открытие рынка для иностранных операторов и запуск мониторинга платежей
Первым шагом второго этапа должен стать запуск Государственной системы онлайн-мониторинга (ГСОМ). Этот проект — краеугольный камень всей истории легализации игорного бизнеса, ведь такая система дает возможность в режиме реального времени контролировать данные каждой операции по принятию ставки, возврата, выплаты выигрыша и т.п. Также эта система — важный элемент защиты игроков от лудомании (игровой зависимости).
Но ключевое в ГСОМ — и это объясняет, почему за четыре года после легализации онлайн-мониторинг так и не внедрили, — система фактически делает невозможным уклонение от налогообложения. В сегодняшней инфраструктуре хотя и легального, но схемного рынка такая система была объективно никому не нужна.
Де-юре КРАИЛ должна была внедрить ГСОМ сразу после того, как была создана. Де-факто КРАИЛ на протяжении всех этих лет рассказывает, что правительство не дает на это средств. Ну а правительство говорит, что КРАИЛ ничего не собирается создавать и требует не денег, а ликвидации.
Претензии к КРАИЛ о несоздании этой системы летели отовсюду — от членов правительства до народных депутатов. Но КРАИЛ мужественно и стойко ничего не делала, позволяя операторам рынка зарабатывать миллиарды в обход уплаты налогов.
Такая инертность КРАИЛ в вопросе создания онлайн-мониторинга и стала одним из триггеров для перезагрузки. Теперь этот орган будет ликвидирован, а система мониторинга создана. По крайней мере нам так обещают.
Следующим этапом второй части, после запуска ГСОМ, должно стать открытие доступа к украинскому игорному рынку иностранным операторам гемблинга и беттинга.
Стоимость лицензии для них будет намного выше, чем для украинских операторов, — приблизительно 10 млн долл. сроком на два года, а размещение серверов и доступ Агентства к ним по АРІ будут обязательным условием захода на наш рынок.
Заход иностранцев — маркер здорового рынка, а такое возможно только после перезагрузки регулятора и создания прозрачных и понятных правил на рынке для всех.
Дальше запланировано допустить к получению лицензий игровые агрегаторы.
Такие агрегаторы — это платформы, которые объединяют разные игры и сотрудничают со многими онлайн-казино, дающими им доступ к своим продуктам и играм. На сегодняшний день такие платформы в Украине не лицензировались, но их допуск существенно расширит рынок лицензиатов и конкуренцию за игрока.
Ну а завершиться все должно третьим этапом, на котором будет проанализирована результативность первого и второго и дана оценка эффективности схемы налогообложения 5% с валового выторга вместо 18% GGR и 18% ННП.
Что делать с рынком рекламы онлайн-казино и ставок
В завершение разговора об изменении правил игры в игре поговорим о рекламе. Почему ее запретили и в каком формате могут вернуть? Как я уже отмечал в начале статьи, рекламный рынок гемблинга и беттинга оказался намного больше, чем способно переварить и выдержать общество.
При годовой емкости рынка в более чем 200 млрд грн (данные НБУ), и это только в легальной части, бюджеты на продвижение онлайн-казино после легализации затмили на рекламном рынке даже фармкомпании.
Реклама лезла из каждого утюга, к ней приобщались сотни топ-блогеров с рекламными интеграциями и прямой рекламой, телефоны украинцев обрывали холодные звонки с предложениями «крутануть фриспины», чуть ли не каждая реклама на YouTube тоже была посвящена гемблингу. Дошло до того, что ради рекламы операторы рынка создавали под себя платформы с пиратскими фильмами и сериалами, где продвигали свой игровой продукт.
Во время опроса ZN.UA украинцев попросили дать оценку рекламе игорного бизнеса.
Так вот: 38,1% украинцев считают, что эта реклама всегда навязчивая и агрессивная.
30,5% считают, что реклама чаще навязчивая и агрессивная.
8,2% — что реклама чаще не является навязчивой и не агрессивная.
3,3% — что реклама никогда не является навязчивой и агрессивной.
В целом 68,6% негативно относятся к рекламе и считают ее, в каком-то контексте, навязчивой и агрессивной.
Формат и объемы рекламы стали в Украине не элементом конкуренции между казино, а полноценным инструментом навязывания участия в игре. Следствием такого массированного таргетирования украинцев, которое фактически не имело границ и правил, даже по возрастному показателю, стало распространение не только количества игроков, но и такой болезни, как игровая зависимость (лудомания).
По статистике, количество людей, имеющих ограничение из-за игровой зависимости, выросло вдвое за первые шесть месяцев 2024 года. За это время в реестр лудоманов было внесено 4585 человек. В целом в реестре по состоянию на июль 2024 года было 7,8 тысяч украинцев. Об этом свидетельствуют данные сервиса «Опендатабот».
Вместе с тем замерять рост количества игроков практически невозможно, ведь реальный объем рынка неизвестен, а мерить по суммам налогов, которые непонятно кто и как платит, некорректно.
Но вполне можно предположить, что на фоне такой массированной рекламной кампании количество игроков выросло приблизительно так же, как и количество лудоманов. В разы.
Именно это и объясняет желание украинцев вернуться во времена, когда рекламы игорного бизнеса и навязывания «играть и выигрывать проигрывать» не было. Так, ZN.UA спросило у украинцев: «Как вы считаете, нужно ли запретить рекламу онлайн-казино, спортивных ставок и лотерей?».
74% украинцев считают необходимым запретить рекламу онлайн-казино и ставок на спорт, и только 13% поддерживают наличие рекламы.
Не чувствуя границ дозволенного (а со стороны государства эти границы опять же забыли очертить), индустрия пересекла в вопросе рекламы все красные линии, за что и получила вполне справедливое публичное возмущение общества и красную карточку от СНБО/правительства в виде полного запрета рекламы в мае 2024 года постановлением Кабмина №566.
Из одной крайности — вседозволенности — мы традиционно скатились в противоположную — полный запрет.
Последствия не заставили себя ждать…
Во-первых, отсутствие рекламы онлайн-казино и ставок способствует развитию нелегальной части рынка, ведь там, куда государство не может дотянуться запретом, происходит активное продвижение пиратских и нелегальных ресурсов.
Публичная реклама — это определенный маркер легальности для игроков.
Во-вторых, реклама — это все же ресурс существования для медиа и спортивных клубов, спортивных мероприятий и проектов. В условиях войны и критического недофинансирования спорта этот ресурс, по моему мнению, действительно важен.
Спортивное спонсорство со стороны индустрии беттинга — это в целом общемировой тренд, который трудно игнорировать и который конвертирует эти деньги в развитие спорта.
Ну, и в-третьих. На сегодняшний день полный запрет рекламы играет на руку тем онлайн-казино, которые в последние годы захватили и поделили между собой рынок.
Вы не поверите, но именно эти казино больше всего заинтересованы в невозврате рекламы, ведь это даст им возможность, не тратя на продвижение ни копейки, фактически навсегда закрепить свои доли рынка.
Поэтому невозможно будет вывести на рынок ни одну новую, даже международную, игровую платформу или игровой агрегатор, ведь инструментов донести до игрока информацию о ее существовании и преимуществах нет. Запрещено законом.
В памяти игроков навсегда останется та глуповатая реклама казино, которую вбивали в их головы из каждого громкоговорителя или страницы в сети.
Именно поэтому рынок рекламы онлайн-казино и ставок в Украине должен в каком-то виде существовать, но быть выписанным таким образом, чтобы это была конкуренция операторов, а не продвижение лудомании и навязывание игры еще большему количеству людей.
Особенно жесткие ограничения должны быть установлены на использование темы войны, военных, медийных личностей и т.п.
И самое главное: реклама игры должна предупреждать и информировать украинцев о рисках, проблемах и подводных камнях их участия в азартных играх.
Как на пачках сигарет 65% площади сегодня занимает предупреждающая надпись и страшная картинка последствий курения, так и в рекламе казино и ставок должны быть такие предупреждения для игроков.
Более того, реклама азартных игр не может пропагандировать азартную игру как способ возможного заработка (это прямое сопровождение игроков к лудомании), а исключительно как развлечение.
Похоже, понимание этого есть, и ко второму чтению законопроекта № 9256-д предложено открыть узкий доступ операторам игорного рынка к рынку рекламы. С очень жесткими ограничениями. Но все же доступ.
Согласно моей информации, рекламу могут позволить в медиа с 23:00 до 6:00, в специализированных изданиях, посвященных азартным играм и спорту, и онлайн-медиа, предназначенных для лиц в возрасте 21+.
Отдельно рассматривают, но еще дискутируют, вопрос рекламы на платформах совместного доступа к информации, видео, поисковым сервисам при условии применения технической возможности направления рекламы на лиц, достигших 21-летнего возраста.
В то же время в законопроекте предложено:
- запретить любую рекламу игровых бонусов, кешбеков и фриспинов;
- запретить визуальное размещение логотипов операторов на каких-либо предметах, кроме спонсорства;
- запретить рекламные рассылки, холодные звонки (это когда вам рандомно звонят и предлагают поиграть в казино) и т.п.;
- запретить продвижение благотворительности и грантов от операторов индустрии.
Отдельно предложено запретить в рекламе:
- участие лиц, не достигших 21-летнего возраста;
- участие военнослужащих, волонтеров, врачей;
- участие популярных лиц;
- использование тематики войны и патриотических призывов.
Спортивное спонсорство также предлагают разрешать в определенном формате, но с более жесткими ограничениями.
Как итог
В целом концепция реформы и ожидаемое принятие законопроекта № 9256-д действительно выглядят как первый и неплохой шаг к перезагрузке игорной индустрии.
И если говорить откровенно, то за последние годы мы уже пережили десятки правильных и нужных реформ разных отраслей, которые на начальном этапе выглядели приличными и вели нас к прозрачности и эффективности, но очень быстро заводили в схемы новых людей, еще вчера бывших реформаторами.
А игорная индустрия в этом вопросе вот просто очень в группе риска.
Надеемся, что на этот раз все получится, но опыт подсказывает, что расслабляться еще рано. Поэтому мы продолжим наблюдать за реформой игорного бизнеса и информировать общество о ходе этих гонок.