Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект №2285-д "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр”. За документ проголосовали 248 депутатов.
Так, депутаты из “Слуги народа” отдали 224 голоса “за”, из ОПЗЖ - 0, из “Европейской солидарности” - 0, из “Батькивщины” - 0, из партии “За будущее” - 4, из “Голоса” - 0, из “Доверия” - 18, внефракционные - 2.
В свою очередь парламентский комитет по вопросам финансов и таможенной политики одобрил законопроект и рекомендовал Верховной Раде принять документ.
Согласно тексту законопроекта, в Украине разрешается организовывать и проводить такие виды деятельности в сфере организации и проведения азартных игр:
1) организация и проведение азартных игр в игорных заведениях казино;
2) организация и проведение азартных игр казино в сети интернет;
3) организация и проведение букмекерской деятельности в букмекерских пунктах и в сети интернет;
4) организация и проведение азартных игр в залах игровых автоматов;
5) организация и проведение азартных игр в покер в сети интернет.
Осуществлять указанную деятельность можно при наличии у субъекта хозяйствования соответствующей лицензии. При этом оборудование должно быть сертифицировано и подключено к Государственной системе онлайн-мониторинга игрового оборудования и онлайн-системе организаторов азартных игр.
Кроме того, закон запрещает:
1) проводить азартные игры и размещать игорные заведения на временно оккупированной территории;
2) организовывать и проводить азартные игры лицам, которые не получили лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
3) организовывать и проводить азартные игры, которые не соответствуют требованиям этого закона, а также за пределами игорных заведений (кроме азартных игр, проводимых в интернете);
4) проводить азартные игры без использования онлайн-системы организатора азартных игр, связанной каналами связи с Государственной системой онлайн-мониторинга;
5) использовать несертифицированное игровое оборудование для проведения азартных игр, в случаях, когда Уполномоченным органом установлено требование по сертификации такого оборудования.
Госрегулирование в сфере организации и проведения азартных игр осуществляется Верховной Радой, Кабинетом министров, Комиссией по регулированию азартных игр и лотерей и другими органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных Конституцией и законами Украины.
Организаторами азартных игр могут быть исключительно юрлицо-резидент Украины:
1) образованный и действует на территории Украины в установленном законом порядке, основным видом деятельности которого является организация и проведение азартных игр;
2) уставной (составленный) капитал которого сформирован на сумму не менее 30 млн грн, при этом больший размер уставного капитала может быть сформирован за счет ценных бумаг, иного имущества и имущественных прав;
3) уставный капитал которого не может быть сформирован за счет бюджетных средств (кроме случая формирования уставного (составленного) капитала лица, имеющего в собственности ипподром и планирующего осуществлять по организации и проведению паре тотализатора на таком ипподроме). Не допускается формирование уставного капитала за счет средств, источник происхождения которых невозможно подтвердить на основании официальных документов или их копий, заверенных в установленном порядке;
4) у руководителей, главного бухгалтера, владельцев существенного участия и конечных бенефициаров которого есть безупречная деловая репутацию и они не являются гражданами страны, признанной государством-оккупантом и (или) признанной государством-агрессором по отношению к Украине;
5) не имеет в составе участников (акционеров) органов местного самоуправления или юрлиц, внесенных в реестр неприбыльных организаций и учреждений;
6) не являющийся лицом, прямо или косвенно контролируется резидентами иностранного государства, признанного в соответствии с законом государством-оккупантом и (или) государством-агрессором по отношению к Украине или действует в их интересах;
7) конечные бенефициары которой не являются резидентами иностранного государства, признанного государством-оккупантом и (или) государством-агрессором по отношению к Украине;
8) участники (акционеры) которой не являются конечными бенефициарами резидента иностранного государства, признанного государством-оккупантом и (или) государством-агрессором по отношению к Украине;
9) не владеющий прямо или косвенно любой долей резидента иностранного государства, государства, признанного в государством-оккупантом и (или) государством-агрессором по отношению к Украине;
10) не имеет среди участников юридических лиц, зарегистрированных в странах, внесенных FATF в перечень стран, которые не сотрудничающих или сотрудничают ненадлежащим образом в сфере предотвращения и противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;
11) соответствующей другим установленным настоящим Законом требованиям.
При этом запрещено быть организаторами азартных игр:
1) банкам и другим финансовым учреждениям;
2) предприятиям, учреждениям и организациям, включенным в реестр неприбыльных организаций и учреждений;
3) юридическим лицам, которым по решению суда, вступившем в законную силу, запрещено заниматься организацией и проведением азартных игр.
В свою очередь организатор азартных игр обязан оформить целевой банковский депозит или банковскую гарантию осуществления выплаты выигрышей на сумму 7 200 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.
Сотрудником организатора азартных игр можно стать только по достижению 21 года.
Среди прочего, организаторы азартных игр должны обеспечить идентификацию игрока и посетителя игорного заведения. То же самое касается игроков в интернете.
Организаторы не должны допускать к участию в играх тех, кому ограничен доступ к ним, а также тех, у кого выраженная зависимость (лудомания).
Также организаторы должны воздержаться от предоставления игрокам любых бонусных выплат, подарков и (или) предоставления товаров (услуг) в любой форме; использования других видов поощрения, предоставление которых прямо или косвенно обусловлено наступлением факта проигрыша игрока в соответствующей азартной игре.
Также в тексте закона говорится о том, что игроками не могут быть:
1) недееспособные и ограниченно-дееспособные лица;
2) лица, не достигшие 21 года;
3) лица, которые, согласно законодательству, имеют соответствующие ограничения;
4) лица, находящиеся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
5) лица признаны администрацией заведения нежелательными;
6) лица, внесенные в Реестр лиц, которым ограничен доступ к игорным заведениям и (или) участие в азартных играх.
Напомним, 30 июня Верховная Рада начала рассматривать законопроект №2285-д о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. В первом чтении депутаты приняли законопроект в январе этого года. Ко второму чтению депутаты зарегистрировали 3445 поправок. Во втором чтении документ должны рассматривать на прошлой неделе, однако рассмотрение перенесли.
В свою очередь Сергей Следзь отметил в своей статье для ZN.UA, что законопроект №2285-д "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" может не легализовать игорный бизнес, а наоборот превратить Украину в площадку по отмыванию денег.
Закон о легализации игорного бизнеса вступает в силу с момента его принятия. Однако установить контроль над организаторами такого бизнеса в Украине смогут только тогда, когда заработает система онлайн-мониторинга. А ее запуск может длиться до двух лет.
Подробнее читайте в статье Сергея Следзя "Вместо легализации - неконтролируемая "игорка".