Павлущик рассказал, почему НАПК в отличие от НАБУ не увидело нарушений в случае с Крупой и Витюком

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Павлущик рассказал, почему НАПК в отличие от НАБУ не увидело нарушений в случае с Крупой и Витюком © Василий Артюшенко, ZN.UA
Глава НАПК объяснил разницу между Агентством и НАБУ.

Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции не является правоохранительным органом, и поэтому работает только с официальными данными, которые может документально подтвердить. Поэтому НАПК не всегда находит нарушения там, где их обнаруживают, например НАБУ или СБУ, рассказал глава Нацагентства Виктор Павлущик в интервью редактору отдела внутренней политики Инне Ведерниковой.

"Важно понимать, что НАПК не является правоохранительным органом, не осуществляет оперативных мероприятий, не проводит обысков, а работает с данными реестров и полученными документами и объяснениями декларанта. Поэтому установить незаконную незадекларированную наличность или средства на счетах за рубежом исключительно силами НАПК без помощи правоохранительных органов невозможно", - отметил Павлущик.

Так было в случае с Медико-социальными экспертными комиссиями, когда, например, главу Хмельницкой МСЭК Татьяну Крупу НАБУ обвинило в незаконном обогащении, хотя проверка НАПК ничего не обнаружила. Такая же ситуация была и с экс-главой Департамента кибербезопасности СБУ Ильей Витюком, которого кроме незаконного обогащения антикоррупционные органы подозревают еще и в недостоверном декларировании.

"Нужно понимать главное: как я уже отметил, НАПК не является правоохранительным органом. Мы работаем только с официальными данными, которые можем документально подтвердить. Мы не можем оперировать "рыночной ценой", если нет никакого официального подтверждения. Отдельно стоит заметить, что, согласно статье 290 ГПК, для определения стоимости активов, указанных в части второй настоящей статьи, применяется стоимость их приобретения, а в случае их приобретения бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной, — минимальная рыночная стоимость таких или аналогичных активов на дату приобретения. Есть оценщик, есть его отчет — именно на него мы и должны опираться. Все дела о необоснованных активах, которые мы передаем в САП, содержат исключительно официальную оценку", - рассказал Павлущик.

Он добавил, что НАПК также не может опираться на журналистские оценки или предположения. Мол, каждый вывод Агентства должен опираться на объективные данные, которые в совокупности и подтверждают или опровергают несоответствие образа жизни декларанта.

"Переписки? Мы не имеем полномочий самостоятельно их получать и истребовать — это не наша зона ответственности. Поэтому проверяем факты: движение средств, официальные акты, источники доходов. Если деньги зашли официально, есть акты — мы это фиксируем. Под законными доходами лица следует понимать доходы, правомерно полученные им из законных источников. Мы не можем ставить под сомнение полученные официально документы без наличия другой информации", - отметил глава НАПК.

Но по словам Павлущика, есть еще одна типичная проблема, когда в резонансных расследованиях игнорируются доходы родственников, которые полностью покрывают расходы фигуранта. Таких кейсов в НАПК есть несколько, но глава Агентства не указал больше никакой информации по ним.

"По указанному должностному лицу СБУ (Витюка - ред.) — мы проработали имеющуюся информацию в пределах своей компетенции всеми возможными путями мониторинга образа жизни в сентябре 2024 года. НАБУ же объявило о подозрении через год после этого, обнаружив определенные переписки, чего мы не можем делать и кроме как от правоохранительных органов получить не можем", - указал Павлущик.

Автор отметила, что общество не увидело публичных результатов по генералу Сергею Дуке, который вместе со своим коллегой Иваном Сухорадой фигурирует в деле НАБУ. В ответ Павлущик заявил, что НАПК направило материалы по трем генералам СБУ по результатам мониторинга образа жизни.

"Один материал — на рассмотрении в САП, один — в работе у детективов НАБУ и еще один — в ГБР. По конкретным этим фамилиям информация мне неизвестна. Если говорить о спецсубъектах в целом, то у них немного другая специфика декларирования и соответственно их проверка обусловлена специальным статусом. Мы создали отдельное подразделение, которое занимается этими проверками, в июне прошлого года, кстати, во исполнение рекомендаций внешнего аудита. С тех пор проведен большой массив работы для запуска процесса полных проверок деклараций спецсубъектов", - добавил Павлущик.

Что на самом деле происходит с НАПК? Почему его глава выбрал такую линию поведения? Как он объясняет проблемы с эффективностью института, который проглядел коррупционный анклав в "Энергоатоме"? Почему не сработала антикоррупционная программа? Где были антикоррупционные уполномоченные, ответственные за контроль договоров госпредприятий? Анализировало ли НАПК правительственное постановление, фактически запустившее схему "шлагбаум"? И почему в этой истории нет обличителей? Обо всем этом в первой части интервью с председателем НАПК Виктором Павлущиком разговаривала редактор отдела внутренней политики Инна Ведерникова.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме