В марте прошлого года президент подписал закон о добропорядочном лоббировании, на основе которого в Украине запустили Реестр прозрачности и продолжили дальнейшее имплементирование лоббизма в стране. Как этот процесс оценивает глава НАПК Виктор Павлущик, он рассказал во второй части интервью редактору отдела внутренней политики Инне Ведерниковой.
"Я верю в институт лоббирования и делаю все, чтобы он работал качественно. Но при запуске Реестра прозрачности и подготовке к имплементации мы обнаружили ряд пробелов, преимущественно технических. В частности, часть бизнеса не подпадает под определение субъектов лоббирования, хотя фактически оказывает влияние. Это нужно урегулировать. Сейчас над этим работает рабочая группа Комитета по правовой политике, и вопрос точно требует доработки, к которому мы тоже приобщены", - отметил Павлущик.
При этом сегодня сумма штрафа для крупного бизнеса или олигархических групп за нерегистрированное лоббирование меньше поездки с водителем. В ответ на такое замечание председатель НАПК заявил, что сейчас задача запустить институт лоббирования, а не подавить его штрафами.
"Наказание само по себе не сформирует культуры прозрачного влияния. Нарушения, конечно, будут проверять, но ключевое — стимулировать добропорядочную регистрацию и отчетность. В Украине слово "лоббист" до сих пор имеет негативный оттенок, но мы должны изменить это восприятие: лоббирование — это дополнительный аналитический ресурс, который помогает качественно готовить законодательные изменения. Это преимущества, которые создаются для субъектов лоббирования", - добавил председатель Нацагентства.
Что касается застройщиков и Telegram-каналов, которые формируют общественное мнение, но до сих пор находятся "в тени", то по словам Павлущика, прежде всего нужно менять восприятие лоббирования. Мол, это выгодно и самим лоббистам, ведь закон дает им конкретные права и гарантии, включая изменения в регламент и работу комитетов Верховной Рады. По мнению Павлущика, когда субъекты лоббирования поймут, что могут действовать открыто и в рамках правовой рамки, институт заработает полноценно.
При этом депутаты, записанные на родственников бизнесы и помощники-"прокладки" также входят в зону контроля закона о добропорядочном лоббировании. Ведь последний определяет как метод лоббирования прямую или опосредованную коммуникацию с объектом лоббирования.
"Закон компромиссный, но он принят, и мы будем работать над минимизацией "серых зон". Международная практика показывает: институт, построенный на принуждении, не работает. Права лоббистов действуют только там, где существуют обязанности для публичных служащих. Пока их минимум: объект лоббирования должен только "содействовать". А вот у народных депутатов в комитетах теперь есть реальные обязанности — рассматривать аналитические материалы лоббистов, включать их в документы законопроекта, не отказывать в доступе, привлекать к заседаниям", - отметил глава НАПК.
Во время разговора Инна Ведерникова отметила, что это больше, чем есть у общественных активистов. В то же время по словам Павлущика он недавно услышал другое мнение, якобы ОО сегодня имеют больше влияния, чем официальные лоббисты.
"Но разница проста: активисты работают через политическую ответственность, лоббисты — в рамках закона. Единственный путь к результату — стимулировать добропорядочность и формировать положительные примеры открытого лоббирования", - добавил глава НАПК.
Что на самом деле происходит с НАПК? Почему его глава выбрал такую линию поведения? Как он объясняет проблемы с эффективностью института, который проглядел коррупционный анклав в "Энергоатоме"? Почему не сработала антикоррупционная программа? Где были антикоррупционные уполномоченные, ответственные за контроль договоров госпредприятий? Анализировало ли НАПК правительственное постановление, фактически запустившее схему "шлагбаум"? И почему в этой истории нет обличителей? Обо всем этом в первой части интервью с председателем НАПК Виктором Павлущиком разговаривала редактор отдела внутренней политики Инна Ведерникова.
