Обыски у мэра Одессы Геннадия Труханова в минувший понедельник наделали много шума в СМИ. Меж тем это не первые обыски в кабинетах городской власти. Правда, лично к мэру домой детективы наведались впервые. Хотя сам Труханов, который в начале октября побывал на допросе в НАБУ в Киеве, заявил, что обыски проводились в доме его бывшей жены, пишет собкор ZN.UA в Одессе и Одесской области Нина Перстнева.
Автор отмечает, что НАБУ ведет три уголовных производства. Все они были открыты еще в прошлом году по следам резонансных расследований, опубликованных журналистами и общественными активистами в СМИ. Но результатов после вскрытых схем - фактически ноль.
В статье говорится, что первое уголовное производство было внесено в Единый реестр досудебных расследований еще 28 апреля 2016 г. Тогда в начале апреля журналисты "Следствие.Инфо" обнародовали информацию об офшорных компаниях Геннадия Труханова, которыми он владеет наряду с другими лицами. Среди них - нынешние депутаты Одесской горрады, которые входят в его самую многочисленную фракцию "Доверяй делам".
Автор напоминает, что в материалах "Следствие.Инфо" фигурировала бизнес-группа "Рост", которая после прихода Труханова к власти чаще других стала получать заказы на ремонт одесских дорог. Компании, близкие к этой группе, и фигурируют сегодня в уголовных делах, которые ведет НАБУ.
Как видно из решений Соломенского районного суда Киева, принятых летом прошлого года, следователи НАБУ установили, что мэр Одессы и его подчиненные, а также депутаты горрады, начиная с 2014 г., растрачивали бюджетные деньги в особо крупных размерах, используя при этом подконтрольные им предприятия.
Перстнева пишет, что речь идет об ООО "Ростдорстрой", ООО "СК "Автострой", ООО "СПК "ПИК-Строй", ЧП "Киевшляхбуд", ООО "ДРСУ-КОМ" и др. Как установили детективы, эти предприятия с помощью фиктивных тендеров с завышенной стоимостью услуг получили из бюджета к тому моменту около 800 млн грн. Более всего денег досталось компании "Ростдорстрой". С ней управление мэрии заключило договоров на 437 млн грн.
Второе уголовное производство, открытое летом 2016 г., связано с передачей инвестору имущества одесского аэропорта вне конкурса и по заниженной стоимости. Фактически, заполучив в свое единоличное управление прибыльное предприятие, бизнесмены Кауфман и Грановский не торопились выполнять взятые на себя обязательства - провести реконструкцию взлетной полосы и построить новый пассажирский терминал, отмечает Перстнева.
Автор напоминает, что на базе действующего аэропорта было создано совместное предприятие ООО "Международный аэропорт Одесса" ("МАО"). Одесская горрада внесла в его уставной фонд все имущество аэропорта. А инвестор - ООО "Одесса аэропорт девелопмент" - кредитные средства в сумме 355 млн грн, часть которых сразу же были использованы в качестве залога для других предприятий инвестора. Тем не менее, город получил в "МАО" долю в размере 25% и лишился всякой возможности влиять на принятие решений. А инвестор, доля которого составила 75%, стал хозяином воздушных ворот Одессы и получил права распоряжаться прибылью, не платя никаких дивидендов городу.
Позже инвестора заставили выполнять свои обязательства. Он был вынужден перечислить городу дивиденды по итогам работы за 2013-2014 гг. После раздела оставшихся в распоряжении "МАО" 42,7 млн грн прибыли городская казна получила 10,6 млн, т.е. 25% от своей заниженной доли. И, наконец, завершить строительство нового пассажирского терминала, который был сдан в эксплуатацию в этом году.
Однако, как отмечают следователи НАБУ, терминал был построен за счет прибыли от деятельности аэропорта за период 2011-2016 гг. и кредитных средств, взятых в 2013-м в АО "Укрэксимбанке" в сумме 30 млн долл под залог имущества аэропорта, часть которого сегодня возвращено в коммунальную собственность.
Как пишет автор, в октябре 2016-го горрада приняла решение вообще выйти из состава ООО "Международный аэропорт Одесса" и потребовала заплатить городу дивиденды за 2015-й и 2016-й гг. Но это решение так и не было выполнено. По данным НАБУ, территориальная громада понесла материальных убытков более чем на 118 млн грн.
Третье уголовное производство связано с покупкой мэрией бывших зданий завода "Краян" для создания на их базе европейского офиса для служб и управлений мэрии. Досудебное расследование было начато в ноябре 2016 г. А обыски по этому делу детективы проводили в мэрии этой весной. Городские власти сделку о покупке зданий считают законной, а идею, задуманную в рамках проекта "Европейская мэрия" - революционной. Однако весь вопрос в цене, которую заплатил город за здания. Она в разы выше рыночной стоимости. За них казна заплатила 185 млн грн, в то время как цена им чуть менее 4 млн, пишет Перстнева.
"НАБУ ищет доказательства вины градоначальника уже больше года. Меж тем мэрия продолжает работу в том же духе, плодя все новые и новые решения, требующие повышенного внимания правоохранителей. И это несмотря на растущий вал негатива, пик которого наблюдался после трагедии в детском лагере "Виктория", когда во время пожара погибли дети. Но, видимо, этот вал не стал пока что настолько токсичным для Киева, чтобы реагировать на ситуацию в Одессе. К тому же окружение Труханова, которое, как говорят в Одессе, монополизировало в городе не только бизнес, но и саму коррупцию, работает в системе координат, заданной властью в стране", - отмечает автор.
Подробнее об уголовных производствах против одесской власти читайте в материале Нины Перстневой "Волны вокруг одесской мэрии" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".