ОЭСР — УКРАИНА: ПЕРВАЯ РЕКОГНОСЦИРОВКА

27 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 27 октября-3 ноября

Существует единственное и уникальное место, где правительства демократических промышленно развитых государств имеют возможность анализировать и совершенствовать свою экономическую и социальную политику...

Существует единственное и уникальное место, где правительства демократических промышленно развитых государств имеют возможность анализировать и совершенствовать свою экономическую и социальную политику. Они сопоставляют приобретенный опыт, пытаются решать общие проблемы, — и это существенно повышает эффективность и ускоряет результативность принятых мер. Этим местом является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), штаб-квартира которой находится в Париже.

В прессе все чаще можно встретить десятки различных аббревиатур — МВФ, ЕС, ЕБРР, КСР, МБРР, и все же ОЭСР встречаем лишь изредка. Историческая справка о ней может поместиться на нескольких строках. Как известно, в 1947 г. будущий госсекретарь США Дж.Маршалл, выступая в Гарварде, предложил план восстановления разрушенной во Второй мировой войне европейской экономики. Для разумного и эффективного использования средств создали Европейскую организацию экономического сотрудничества. В 1961 г. на ее основе возникла ОЭСР, которая уже не ограничивалась западноевропейскими странами. Она ставила своей целью улучшение функционирования мировой экономики, координацию социальной и экономической политики государств-членов и в то же время гармонизацию подходов к решению проблем в пользу стран, избравших рыночный, т. е. капиталистический путь развития.

На первых порах в ОЭСР входили 20 стран. Вступление Японии, Австралии, Новой Зеландии, Мексики превратило ее во всемирную организацию. В 1995 г. к ней присоединилась Чехия, а в 1996 г. — Венгрия, Польша и Южная Корея. 30-м ее членом скоро станет Словакия. В наше время ОЭСР называют лабораторией идей, центром наблюдения, клубом богатых стран. Каждое из этих определений содержит часть истины, и только совокупность их дает представление о специфично консультативном характере ОЭСР и тех политико-экономических задачах, которые она помогает решать прежде всего государствам-членам и не только им. Эта организация — не благотворительное общество: по этому поводу не должно быть никаких иллюзий.

Здесь не надеются на эволюцию, здесь подчиняют время экономическим и социальным интересам значительного количества стран. Существенные изменения произошли в важнейших принципах работы ОЭСР: вместо анализа ограниченной конкретной области деятельности (с целью формулирования рекомендаций в каждом конкретном случае) она пошла значительно более сложным, но более эффективным по своим результатам путем — изучение экономических явлений в их взаимодействии, взаимовлиянии, взаимопроникновении. В то же время она исследует меры, осуществляемые государственными властями на разных уровнях как в пределах государств-членов, так и в их партнерских отношениях с другими странами. Например, ОЭСР выясняет, каким образом социальная политика (определяющаяся огромным количеством факторов) влияет на функционирование экономики, или как мондиализация изменяет экономику страны, открывая для нее новые возможности процветания или, наоборот, угрожает сопротивлением внутри этой страны, толкающим ее к политике протекционизма.

Генеральным секретарем ОЭСР сейчас является г-н Дональд Джонсон. Ежегодно проходят встречи на уровне министров государств-членов для подготовки новых программ действий и подведения итогов. Точных данных о бюджете ОЭСР нет, но в документах можно обнаружить приблизительную сумму — 300 млн. американских долларов в год. Из них 25% финансируется за счет взноса США. 1900 специалистов, постоянно работающих в ОЭСР, никогда не смогли бы обеспечить выполнение ее обязательств (в частности, ежегодно не смогли бы выходить около 500 разного рода публикаций), если бы к работе не привлекали около 40 000 экспертов со всего мира.

Дело в том, что ОЭСР — не финансовая, а интеллектуальная организация. Здесь собирают и анализируют самые разнообразные экономические и прочие показатели, здесь происходит обмен мнениями, здесь разрабатываются рекомендации, которые должны помочь улучшить функционирование мировой рыночной экономики. Рекомендации не обязательны для выполнения, но если консенсус найден, если национальные интересы не подверглись дискриминации, между странами может быть заключено формальное соглашение, или же правительства могут вменить в обязанность разным национальным институтам взять рекомендации на вооружение.

Годовая продукция одного лишь экономического директората ОЭСР соизмерима с результатами работы нескольких научных институтов. Здесь анализируют состояние мировой торговли, монетарной системы, экономические последствия деятельности правительств в области сельского хозяйства и промышленности, энергетики, рынка труда, занятости, бюджетной политики, платежного баланса и многие другие аспекты в рамках ближайших и долгосрочных перспектив развития мировой экономики.

Государств, желающих получать такую интеллектуальную поддержку, особенно во время экономического кризиса, и в то же время могущих предложить услуги своих экспертов мировой общественности, становится все больше. После распада СССР стало ясно, что нужны специфические программы поддержки новых независимых государств (ННГ), избравших рыночный путь ведения хозяйства. В 1998 г. создается Центр сотрудничества с государствами, не являющимися членами ОЭСР.

Несмотря на существенные отличия между европейскими ННГ и, например, Аргентиной или Чили, они сталкиваются со многими подобными трудностями. Упомянутый центр нацелен на помощь этим странам прежде всего в таких сферах, как мировая торговля, инвестиции, налоговая система и окружающая среда, где очень выгодно использовать опыт, накопленный в ОЭСР. Есть и другие программы — специфические, узконаправленные, подчиненные интересам отдельных стран или регионов.

Россия смогла получить такую программу. Передо мной солидный том «Обзор деятельности по охране окружающей среды. Специальный выпуск. Российская Федерация». Этот труд подготовили 17 зарубежных экспертов, сотрудников секретариата и консультантов. В течение только одного 2000 года в России будут проведены по четко определенному графику 33 мероприятия. Разве не очевидна польза от такой программы? Какие возможности заимствования опыта разных стран открываются благодаря ей перед государствами, пока не имеющими шансов стать полноправными членами ОЭСР!

Большая работа в области охраны окружающей среды неотделима от единого процесса построения демократического общества с рыночным механизмом управления экономикой. В сентябре 2002 г. в Киеве состоится Пятая международная конференция на уровне министров экологии, которая рассмотрит ход реализации Программы по охране окружающей среды для стран Центральной и Восточной Европы. А в октябре этого года состоится промежуточная подконференция в г. Алматы, тоже на уровне министров (экологии и экономики или финансов), по вопросам водного хозяйства и инвестиций в водохозяйственный сектор ННГ. В Казахстан приедут представители Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, комиссар по экологии Европейского союза, представители многих общественных организаций. Будем надеяться, что Украина наконец представит окончательный список высоких должностных лиц, приглашенных (за средства ОЭСР!) обсудить среди прочих вопросов проблему качества воды, прежде всего в городах стран Центральной и Восточной Европы.

Украина никогда не забывала, что сотрудничество с ОЭСР может быть полезным ее населению. Уже с начала 90-х гг. начались более-менее регулярные дипломатические контакты с целью вхождения в отдаленной перспективе в этот клуб высокоразвитых стран. Но дипломаты и экономисты по-разному оценивали возможности использования Украиной сотрудничества с ОЭСР. Да и кризисная ситуация объясняет определенную осторожность Украины. Однако в последнее время, рассказывает советник- посланник посольства Украины во Франции Виталий Антонович Йохна, произошло заметное ускорение движения Украины и ОЭСР навстречу друг другу. Они подписали Соглашение о привилегиях и иммунитетах, в 1999 г. оно было ратифицировано, и сейчас дверь к совместной работе открыта. Украина назначила правительственного секретаря Кабинета министров В.Лисицкого национальным координатором по сотрудничеству с ОЭСР, будет создан совет, объединяющий национальных координаторов по отдельным программам на уровне заместителей министров.

— Сейчас посольство работает, — продолжал Виталий Антонович, — над подготовкой визита международных экспертов ОЭСР в Украину. Они должны оценить степень готовности нашей страны к сотрудничеству с ОЭСР, а также определить, какие конкретные шаги будут сделаны обеими сторонами. У нас есть много высококвалифицированных специалистов, уже доказавших свою компетентность работой в Комитете ОЭСР по стали. Сотрудничали мы и с другими комитетами этой организации. Я уверен, что мы должны расширять наше сотрудничество. Если не наладим контакты с мировым сообществом, если наши действия не будут своевременно получать его оценку, то в будущем нам придется постоянно разъяснять смысл наших поступков и — того хуже — оправдываться, почему было принято то или иное решение, идущее вразрез с общепризнанными тенденциями.

Приведу конкретный пример. Как известно, в Украине не раз поднимали вопрос о создании так называемых «свободных зон», т. е. территорий, где будет действовать ослабленная налоговая система, а то и вовсе будут упразднены налоги. Между тем ОЭСР доказательно утверждает, что в экономическом плане «фискальный рай» никакой выгоды не несет. В рекомендациях Комитета по налоговым вопросам прямо сказано, что имеются серьезные основания усилить ныне действующие меры и укрепить международное сотрудничество, чтобы найти пути разрешения проблем, возникающих в связи с функционированием «налоговых раев», безусловно наносящих ущерб мировой экономике. ОЭСР призывает все государства воздержаться от планов создания таких зон и даже отменить планы, по которым будет действовать наносящая ущерб «налоговая система». Говорится также о конкуренции, о различных видах мошенничества, «отмывании грязных денег», особенно если страна, практикующая ослабленное налогообложение, не имеет должного опыта и необходимых очень сложных систем контроля над различными видами денежных операций в этих зонах. Эффективность борьбы против «фискальных раев» в значительной степени зависит от скоординированности политических действий и от согласованности экономической политики между партнерами, особенно в эпоху мондиализации.

— Некоторые страны, практикующие эту вредную систему, уже заявили о намерении положить ей конец до 31 декабря 2005 г.

— Именно так. И мы должны учитывать эту мировую тенденцию. Принимая те или иные решения в экономической сфере, важно знать мнение более опытных политиков, финансистов, экономистов, стратегов, проанализировать их замечания, постараться изложить свою мотивацию — согласие или несогласие. Мы прекрасно понимаем, что наступило время «настоящей экономизации внешнеполитической деятельности», которой нужно учиться. А учиться, советуясь на равных с компетентными специалистами, никогда не стыдно.

— Не кажется ли вам, что в отношении к ОЭСР все еще заметны признаки застарелой болезни советского периода — подозрительности?

— Менталитет меняется, и не только в странах бывшего СССР, но и в западных политических и экономических кругах. «Процесс пошел», — как говорил Михаил Горбачев. Но, здесь я соглашусь, ход истории ускорить не удается. Опасения предоставить экспертам необходимую информацию я назвал бы анахронизмом. Дескать, узнают, сколько пар сапог сшили в Украине, и определят количество солдат. Да разве могущество современной армии определяется количеством солдат? Поверьте, знают и без наших показателей, сколько у кого ракет, танков, самолетов, солдат и офицеров, сколько и чего мы производим.

— Говорить о деньгах, об экономической выгоде уже не считается неприличным. Сколько стоит участие в ОЭСР, не слишком ли оно накладно для украинских финансистов?

— По многим параметрам наша страна пока не может претендовать на место среди государств — полноправных членов ОЭСР. Но участие в работе комитетов, а ведь именно там пульсирует горячая кровь дискуссий, ведется борьба идей и обмен информацией, для нас крайне необходимо. И это право стоит 30 000 французских франков (меньше 5000 долларов США) в год. А в деятельности рабочей группы можно участвовать лишь за 10 000 франков. Считаю, что финансовая сторона дела не будет играть определяющую роль.

— А есть ли в Украине соответствующие кадры?

— Это настоящая проблема. Недавно я обменивался мнениями с посольством Польши при ОЭСР. У них дела вроде бы постепенно налаживаются, а на первых порах, как и у нас, не хватало специалистов высокой квалификации в министерствах и ведомствах, безупречно владеющих английским или французским языком: это два рабочих языка организации.

— Один из работников Центра по сотрудничеству с государствами, не являющимися членами ОЭСР, в частном разговоре сказал, что иногда создается впечатление, что Украина ведет себя как капризная девица: страна — огромный потенциальный рынок, расположенный в центре Европы, ищите, мол, такие формы сотрудничества, которые меня будут устраивать. Короче говоря, разбалованная.

— Возможно, это из зависти кто-то так думает. А страна весьма привлекательна для партнеров во многих отношениях. Только мы должны научиться быть реалистами и избавиться от привычного мышления, ориентированного на сиюминутный успех. Нужно раздвигать горизонты нашего видения, задумываться над отдаленными последствиями наших политико-экономических демаршей. Этому также следует учиться. И Украина уверенно шаг за шагом продвигается по этому нелегкому пути.

— И последний вопрос: в какой области деятельность ОЭСР в наибольшей степени соответствует интересам Украины?

— Я не вижу ни одной, в которой сотрудничество с ОЭСР не было бы выгодно Украине. Все они важны, но прежде всего сельское хозяйство, промышленность, финансы, окружающая среда, налоговая система... Но так я могу все перечислить, вот забыл торговлю добавить, ядерную энергетику... Именно поэтому посольство стремится сделать все, чтобы наши связи с организацией стали плодотворными и стабильными.

— Из посольства наверняка поступают соответствующие реляции на эту важную тему. Кстати, в свое время посол Венецианской Республики Альберто Вимина написал своему правительству реляции об Украине: «В Раде казаки обдумывают дела, отстаивают свои взгляды без заносчивости, все имеют целью послужить всеобщему добру. Если признают лучшим мнение других, то с ним соглашаются, без упрямства отказываются от собственного мнения и присоединяются к более правдивому». Правда, это было написано в 1650 году.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно