Необозримая заря новой эпохи

14 мая, 2010, 17:55 Распечатать Выпуск №18, 14 мая-21 мая

Весна 2010 года войдет в историю Украины как время важнейших решений, влияние которых на будущее страны сложно переоценить...

Весна 2010 года войдет в историю Украины как время важнейших решений, влияние которых на будущее страны сложно переоценить. Опираясь на волю своих избирателей, составляющих около половины населения страны, президент Украины Виктор Янукович не стал следовать путем предшественников, забывавших о своих предвыборных лозунгах на следующий день после инаугурации, а начал воплощать свои обещания в жизнь. Отдадим должное последовательности нового главы государства, он реализует свою программу, хотя большинство экспертов, в том числе и автор этого текста, ожидали несколько иных действий. Итак, зафиксируем следующее: в полном соответствии с Конституцией страны президент как руководитель внешней политики и политики национальной безопасности начал разворачивать курс Украины на 180 градусов.

Впрочем, если придираться к формальностям, то стоит отметить, что этот разворот произошел в условиях, когда все еще действуют Закон «Об основах национальной безопасности» 2003 года и Стратегия национальной безопасности 2007 года, предусматривающие совершенно иные задания политики национальной безопасности. Но не нам, гражданам страны, где последние пять лет куролесил предыдущий глава государства, быть юридическими буквоедами.

Подписанные в Харькове соглашения с РФ (21 апреля), предусматривающие продление на 25 лет пребывания российских военных баз в Украине, а также подтверждение газовых контрактов 2009 года в обмен на существенное снижение цены на природный газ, не так важны сами по себе. Их заключение — индикатор кардинального пересмотра легитимным руководством страны фундаментальных основ внешней политики и политики безопасности. Руководство Украины отказывается от попыток обеспечить безопасность и развитие путем вступления в международные структуры с участием США и стран Европейского Союза, а именно в этом состоял смысл евроатлантической интеграции. Ныне ставка сделана на российский зонтик безопасности.

Иными словами, пересмотрена политика, проводившаяся почти 19 лет независимости, и начат новый проект. И в этом смысле президент Леонид Кучма прав — «все обнулилось». Только за чертой остались и 10 лет эпохи Кучмы — неотъемлемая составляющая только что завершившегося постсоветского периода украинской истории.

События 27 апреля и 11 мая продемонстрировали банкротство украинской политической оппозиции. Неспособность адекватно реагировать на быстрое и кардинальное изменение ситуации, позерство, злоупотребление громкими словами без готовности отвечать за них, неспособность содержательно аргументировать свою позицию, интеллектуальная нищета, склонность к истерике, игра в понарошку, а также, не стоит об этом забывать, и сомнительная чистота риз «хранителей национальных интересов» — эти и другие особенности национальной оппозиции, несомненно, станут причиной еще не одного ее поражения уже в самое ближайшее время. Впрочем, судьба «героев вчерашних дней» не так уж интересна. Много важнее следующая констатация: в конце апреля в Украине произошел коллапс конкурентного политического режима. Именно банкротство оппозиции, а не эффективное построение властной вертикали — главный симптом приближающейся смерти украинской электоральной демократии.

В очередной раз подтвердилась истина: демократия без сильных и эффективных публичных институтов обречена на стремительное исчезновение. Личность — плохой гарант прав и свобод гражданина, а либеральное правление, опирающееся не на сильное общество и современное государство, а на прихоть барствующего правителя, быстро преходяще.

В мае вырисовалось и идеологическое лицо нового президентства. Практически отброшен показной украинский национализм — ключевая идеологема времен Кравчука — Кучмы — Ющенко. Ему на смену приходят концепты Великой победы и Русского мира. Что ж, вполне адекватно для той части населения Украины, что когда-то слыла оплотом черносотенных и монархических партий. Можно лишь приветствовать искренность и последовательность идеологов Партии регионов и в этом ключевом для будущего страны вопросе.

Даже на столь ярком фоне не могут не вызывать искреннего профессионального уважения действия Кремля, в ускоренном темпе формирующем гарантии неизменности нового политического и экономического курса Киева. Здесь не время и не место подробно оценивать каждую из экономических инициатив. Скорее всего большинство из них, безусловно, взаимовыгодно. Однако в целом смысл объединительных проектов, инициированных в Москве, состоит именно в надежной страховке, своеобразном якоре для Украины.

Все вышеуказанное в совокупности определяет характерные черты будущего правления нового президента и формирует новую среду безопасности для Украины. В этом свете приобретают совершенно новое значение многие события и процессы. Например, в рамках новой модели безопасности Черноморский Флот из опасной угрозы становится важнейшим гарантом стабильности и неизменности нового политического режима.

Принятые решения слишком серьезны. Кардинальным изменениям уже в ближайшее время подвергнутся многие стороны общественной жизни, а значит, пробивается колея, которая с каждым месяцем будет углубляться, все более ограничивая поле для маневра нового руководства. Не нам оценивать плюсы и минусы новой модели, оставим это занятие сонму политологов и других экспертов. Убежден, что они сделают это качественней, ярче, доходчивей. Мы же сосредоточимся на вопросах безопасности или, точнее, на проблемах нейтрализации угроз и рисков. Итак, перечислим некоторые из них.

Прежде всего, включение Украины в российскую среду безопасности актуализирует угрозу терроризма. Российская Федерация уже более 15 лет ведет войну на Северном Кавказе, одним из ее основных противников являются исламские радикалы и экстремисты. Отныне украинские объекты могут войти в список целей террористов. При этом следует учитывать и особенности ситуации в Крыму, да и в Украине в целом. Соответственно, следует уже ныне предусматривать активизацию усилий, направленных на профилактику и противодействие этой крайне опасной угрозе.

Радикальное изменение устоявшихся приоритетов государственной политики, осуществленное молниеносно, при поддержке одной электоральной группы, формирует потенциальный источник нестабильности в существенной части территории державы. На фоне вероятной коррекции политического режима можно прогнозировать постепенное, скорее всего, медленное и противоречивое формирование протестных, а в перспективе автономистских и даже сепаратистских настроений в Западном и Центральном регионах. Не исключено и появление радикальных, а при худшем сценарии, и экстремистских групп.

Непростая экономическая ситуация, особенности принятой политической модели будут провоцировать увеличение государственного давления на предпринимательство, а минимизация конкурентного характера политической системы неминуемо приведет к возникновению серьезных проблем для большого бизнеса, особенно той его части, что обладает политическими амбициями с соответствующими последствиями.

Ныне весьма вероятным выглядит ухудшение отношений с соседними государствами, прежде всего с Румынией и Польшей — Киев должен продемонстрировать способность жестко отстаивать свои интересы. Задача поддержания стабильных отношений с США будет формировать необходимость нарастающих уступок, одним из направлений которых может стать расширение участия украинских миротворцев в операциях НАТО, в том числе и в Афганистане. И решение по обогащенному урану, само по себе оправданное, — только первый шаг на длинном пути.

Очевидно, что реализация указанной модели потребует укрепления государственной машины, прежде всего, правоохранительных органов. Исходя из предыдущего опыта, скорее всего особое внимание будет уделено органам внутренних дел, прокуратуры и налоговой. Впрочем, тут индикативным станет решение о пенсионной реформе — вероятно, назревшее экономически, политически оно будет иметь и уже имеет чрезвычайное значение.

И последнее. Не следует думать, что лелеемый в России не первый год проект формирования русской партии в Украине, которая будет напрямую исходить из концепта триединой русской нации (велико-, мало- и белорусы) и искусственности, а соответственно, и бессмысленности украинской национальности и государственности как таковой, отложен в дальний ящик. Только такая партия может увековечить формирующуюся ситуацию и обезопасить Кремль от непрогнозируемых украинских политиков. В правительстве страны сегодня есть несколько претендентов на роль вождя такой партии. Поэтому угроза нынешнему руководству государства будет исходить именно отсюда, а никак не от поверженной оппозиции или слабых гражданских движений.

В новых условиях главной задачей украинского общества, да и государства, становится защита и развитие украинской национально-государственной идентичности. Именно исходя из этого критерия и будут в будущем оцениваться успехи и провалы наших политиков и общественных деятелей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно