НДС-облигации: пирамида обещаний

9 июля, 2010, 17:56 Распечатать

Налог на добавленную стоимость, его администрирование, формирование налогового кредита и возмещение из бюджета живыми деньгами не первый год является супердоходным бизнесом в Украине...

«25 миллиардов долгов по НДС осталось от старого правительства… но мы всегда находим компромисс с каждым предприятием. Есть предприятия, которые готовы брать облигации, есть механизм… таким образом предприятие ничего не теряет. Насилия ни над одним предприятием не будет, кто хочет, может воспользоваться этим механизмом».

Первый вице-премьер-министр
Андрей Клюев, 07.02.2010

«Но выбор у нас сейчас небольшой: либо согласиться на облигации, либо ничего не получить… Долг по НДС сейчас для нас чрезвычайно критичен. Названная нами сумма (2,5 млрд грн.) задолженности превышает сумму инвестиций в наше предприятие за последний год. Это значит, что мы можем остановить все инвестиции. Из-за этой задолженности компания сегодня работает в убыток».

Вице-президент «АрселорМиттал Кривой Рог»
Арно Пупар-Лафарж, 30.06.2010

Налог на добавленную стоимость, его администрирование, формирование налогового кредита и возмещение из бюджета живыми деньгами не первый год является супердоходным бизнесом в Украине. Приход новой власти во главе с Виктором Януковичем приводит к решительным изменениям на неофициальном НДС-рынке. 12 марта президент заявил на совещании руководителей правоохранительных органов: «Я говорю: разобраться вместе со Службой безопасности и поотбивать руки всем, кому необходимо это сделать, чтобы не трогали этот налог. И вместе с правительством выработать прозрачный механизм возмещения НДС в автоматическом режиме». Премьер-министр Николай Азаров и руководство ГНАУ обещают начать возмещение в «автоматическом режиме» с августа 2010 года. Какова сейчас ситуация с НДС и какой эффект принесут правительственные инициативы?

Нельзя не отметить, что правительство Юлии Тимошенко довело ситуацию с НДС до критического состояния — на момент отставки, повторимся, задолженность государства составляла 25 миллиардов гривен. НДС служил одним из средств финансирования бюджетного дефицита. Поскольку и Янукович, и Азаров неоднократно заявляли о коррупции при возмещении НДС и обещали привлечь к уголовной ответственности предыдущих руководителей ГНАУ и Кабмина, любопытно взглянуть на результаты этой кампании. По данным источников «Зеркала недели», близких к Генеральной прокуратуре, с марта две следственные бригады рассматривали вопрос злоупотреблений по НДС в 2008—2009 годах, однако результатом их деятельности явилось всего лишь два отказа в возбуждении уголовных дел — за отсутствием состава преступления. Ни одно должностное лицо не привлечено к ответственности. К слову, несмотря на многочисленные заявления нынешнего правительства о сборе правительством Тимошенко налогов наперед, почему-то по этому вопросу также ни одного дела нет и никаких следственных действий не проводится. Приходится сделать вывод, что либо заявления Виктора Федоровича и его коллег были безответственным пиаром и команда Тимошенко работала законно, либо те, кто сейчас наверху, были слишком тесно связаны в этой сфере с «предыдущим антинародным режимом» и не хотят, чтобы их связи были преданы публичной огласке в ходе процесса.

Если оценивать по результатам на сегодняшний день, то методика работы налоговых органов с НДС за последние три месяца для предпринимателей кардинально усложнилась. Тимошенко задолженность по НДС наращивала, однако работал и компенсационный механизм — примерно 3—4 миллиарда гривен в месяц шло на возмещение. Сейчас задолженность погашается куда более мизерными порциями. За три месяца — март, апрель и май было погашено менее 2 миллиардов, в июне погасили 1,3 миллиарда.

Возврат НДС контролирует лично премьер-министр. Николай Янович дает деньги только тем, кому не дать нельзя — металлургам, химикам, — людям со связями из числа крупных налогоплательщиков.

Председатель ГНАУ А.Папаика заявил, что задолженность по НДС составляет 25—26 миллиардов гривен по состоянию на 30 июня, то есть цифра якобы не отличается от той задолженности, которая была сформирована при Тимошенко. Однако, по данным «ЗН», оперативная задолженность на самом деле гораздо выше официальных показателей, на 7 июля она превысила 34 миллиарда гривен.

Здесь следует учитывать фактор, которого не было при прошлом руководителе ГНАУ С.Буряке — искусственное занижение задолженности государства по НДС через отказ в оформлении деклараций по НДС налоговыми органами. Для того чтобы выправить «плохую» статистику, руководство ГНАУ неофициально требует от налоговой любыми средствами занижать требования по НДС. Как уже сообщало «ЗН», в мае налоговые органы под различными предлогами не приняли более 35 тысяч налоговых деклараций. По данным за июнь, эта цифра возросла — не принято около 40 тысяч налоговых деклараций. Таким образом, официальная статистика по задолженности, мягко говоря, неправдива. Реальная задолженность куда выше
34 миллиардов, просто она пока еще не оформлена. Декларации, пусть и с задержками, налоговые органы принимают и таким образом только тормозят этот процесс. Если раньше обычной практикой работы налоговой был сбор налогов «наперед», то сейчас включился новый фактор — государство переносит наперед оформление своей задолженности у плательщиков НДС. Сам НДС исправно собирается, но его возмещение переносится на неопределенный срок путем незаконного непринятия декларации. Это делается для того, чтобы поступления в бюджет росли и при этом предприятия никак не могли потребовать возмещения либо сформировать налоговый кредит и использовать его для погашения других налоговых обязательств. Если бы предприятия могли «схлопывать» долги государства по НДС путем формирования налогового кредита, то реальные поступления в бюджет сократились бы на огромную сумму. Если сейчас налоговая за полгода выполнила, по данным «ЗН», около 70 % плана Минфина, то достижение этих показателей стало возможным только за счет незаконных методов администрирования налогов.

Государство выжимает досуха прежде всего средний и малый бизнес. Поэтому заявление главы ГНАУ А.Папаики о перевыполнении плана сбора налогов в июне на 200 миллионов гривен вызывает только горькую усмешку у всех предпринимателей, которые на себе испытывают способ получения парадных цифр.

Эта незаконная практика массово применяется во всех регионах страны и наносит колоссальный ущерб экономике. Как прямой — путем вымывания оборотных средств предприятий, так и косвенный — за счет запутывания и усложнения юридических и бухгалтерских процедур, за счет непринятия деклараций.

В результате просчитать сейчас реальную задолженность по НДС невозможно. И не случайно, как нам стало известно, по решению премьер-министра Н.Азарова Минфин и все фискальные ведомства полностью засекретили всю статистику по финансовым поступлениям. Хотя помнится, сам Николай Янович очень ругал Юлию Владимировну за сокрытие финансовой информации, сейчас уровень закрытости существенно усилился. Например, ранее руководители налоговых и таможенных органов для служебного пользования получали весь объем информации по всем регионам — для того чтобы можно было отследить динамику и другие сравнительные характеристики. Сейчас уровень допуска к такой информации ограничен только несколькими высшими должностными лицами. Конечно, это открыло самые широкие возможности для манипулирования цифрами.

По сути, правительство создает огромную пирамиду внутренней задолженности, которая нарастает как снежный ком, и эта лавина все равно ударит по финансовой системе государства. Сейчас проблема не имеет решения и только грозно аккумулируется, нависая над радужными отчетами пресс-служб Кабмина.

Зачем? Дело в том, что правительство разработало панацею от всех НДС-проблем: выпуск облигаций, намеченный на август. Поэтому налоговая выполняет одну задачу — показывать статистику, которая не пугает общественное мнение и не возбуждает подозрений в том, что правительство профессионалов ничуть не умнее, чем его предшественники.

Премьер-министр, Минфин, налоговая считают, что НДС-облигации позволят экономике выпустить пар, и банки через облигации прокредитуют экономику. Да, бизнес понесет потери за счет дисконта, но кто-то ведь должен платить за стабилизацию? Поэтому до выпуска облигаций НДС используется фискальными органами как инструмент накачивания бюджета. Предполагается забрать максимальные объемы живых денег из экономики именно сейчас.

О том, что эта система является неофициальной и последовательно реализуемой стратегией правительства, источники «ЗН» подтверждают закрытыми данными бюджетной росписи Минфина для налоговой. По сравнению с планом 2009 года, план 2010 года на первое полугодие увеличен в среднем на 160—170 %. Однако, начиная с сентября, план 2010 превышает план прошлого года всего лишь на 107—110 %. Причем тенденция понижения плана сборов налогов особенно заметна к концу года.

Это красноречиво свидетельствует о том, что руководство Кабмина прекрасно осознает всю тяжесть непомерного фискального давления на экономику, однако полагает, что запас прочности у бизнеса есть, и очередное испытание он выдержит. Выбивая сейчас живые деньги и закладывая компенсаторные механизмы только на конец года, правительство ведет весьма рискованную игру.

Потому что база налогообложения резко сужается. Бизнес сталкивается с необходимостью либо полной тенизации, либо приостановки. То есть тотальный прессинг в первом полугодии приведет к неизбежному сокращению базы налогообложения во втором. Поэтому заявления руководителей Минфина об их стремлении расширить базу налогообложения остаются красивыми декларациями для интервью, а практика работы правительства диаметрально противоположна.

Возникает вопрос, есть ли альтернатива стратегии правительства? Можно ли расшить ситуацию с долгами по НДС путем выпуска облигаций?

Премьер Азаров ссылается на успешный якобы опыт реструктуризации задолженности по НДС 2004 года.

Из задолженности на тот момент в 9 млрд. грн. с помощью облигаций было погашено около 1,9 млрд. При этом главными инструментами возмещения стали отнюдь не ценные бумаги. Главным инструментом стал налоговый кредит для схлопывания предприятиями своих налоговых обязательств. НДС-облигации были весьма выгодны для рынка ценных бумаг, который в то время бросил все ресурсы на их покупку. Наиболее масштабно торговал облигациями российский Альфа-банк. В комментариях «ЗН» ряд инвестиционных банкиров отметили, что дисконты по НДС-облигациям 2004 года выпуска доходили до 30%. Таким образом, облигации стали скорее выгодным спекулятивным инструментом, чем способом решения проблемы. К тому же финансисты обращают внимание на ключевой фактор, который тогда позволил государству успешно решить проблемы с НДС: экономика в 2004—2005-м годах находилась на подъеме, база налогообложения расширялась, и правительство могло компенсировать повышение нагрузки на бюджет не новыми заимствованиями, а за счет увеличения налоговых поступлений. Именно этот резерв прочности обусловливал успешность краткосрочной реструктуризации НДС.

Сейчас на рынок ценных бумаг выбрасывается облигаций более чем на 17 миллиардов. К каким последствиям это приводит и может ли этот путь служить решением проблемы?

Первое — это, как и в 2004-м, отнюдь не является решением проблемы. Поскольку на сегодняшний день, даже без учета десятков тысяч непринятых налоговой деклараций, задолженность вдвое превышает размер капитализации облигаций. Когда придется отдавать остальное? Правительство ничего не обещает, но отрицание проблемы отнюдь не означает, что эту задолженность удастся просто
списать.

Второе — рост задолженности по НДС носит объективный характер. После введения Реестра налоговых накладных возможности формирования налоговых ям радикально сократились, поскольку налоговая в режиме реального времени может отслеживать сделки. Стоимость создания фиктивных фирм значительно возросла. Тем не менее официальная задолженность накапливается.

Третье — схема с НДС-облигациями является формой внутреннего займа. Эти облигации почти вдвое увеличат внутренние заимствования государства за этот год, которые сейчас составляют, по данным «ЗН», порядка 21 млрд. грн.

Четвертое — рост заимствований не покрывается расширением базы налогообложения. Экономика на спаде с чрезвычайно дорогими кредитными ресурсами, получая усиление налогового пресса, не может продемонстрировать таких темпов роста, которые позволили бы обслуживать растущий внешний и внутренний долг. Значит, за этим займом последуют другие, и государство еще больше подсядет на кредитную иглу.

Пятое — возникают вопросы о степени заинтересованности некоторых государственных деятелей в раскрутке пирамиды ОВГЗ в частных интересах. Единственные, кто получит несомненную прибыль, — это банки. Так, инвесторы широко рекламируют проект Кабмина: «В условиях ограниченного спроса ожидается жесткая конкуренция между предприятиями-продавцами. Отсутствие кредитования и стремление компаний-владельцев привлечь деньги для текущего функционирования бизнеса через продажу этих облигаций послужит дополнительным фактором падения рыночной стоимости таких бумаг».

Т.е. выгода в торговле облигациями состоит в том, что бизнесу просто некуда деваться, и предприятия будут вынуждены продавать их с дисконтом, поскольку другого средства получить живые деньги за НДС для них не существует. Крупные «подкрышные» компании и банки уже отложили круглые суммы на скупку векселей с дисконтом. Им шепнут почем брать и когда отоваривать?

Шестое — анонсированный выпуск НДС-облигаций привел к снижению спроса на другие виды государственных и корпоративных ценных бумаг в Украине, что уже нанесло большой ущерб биржевым котировкам. В комментарии «ЗН» руководитель направления по работе с НДС-облигациями компании Astrum Дмитрий Зозуля отметил: «НДС-облигации могут стать более привлекательными, чем другие инструменты с фиксированной доходностью при условии, что премия за риск будет выше. Полагаю, что в нынешней ситуации это условие будет выполняться в диапазоне доходности 19—21% годовых, что соответствует дисконту 25—28%».

И седьмое, пожалуй, самое важное. Для большинства экспортеров пополнение оборотных средств, пусть даже с 30-процентным дисконтом, — это меньшее из зол. И в этом плане НДС-облигации, конечно, полезны для бизнеса и гораздо выгоднее, чем неопределенные по срокам возмещения государства. Даже если и нет другого пути расшивки возмещения по НДС кроме как выпуска облигаций, то почему же не сделать это цивилизованно, с уважением к налогоплательщикам, путем создания прозрачной и понятной для бизнеса схемы? Зачем уничтожать бизнес, выкручивать руки? Ведь в ближайшей перспективе акция по внедрению облигаций аукнется бюджету резким сокращением налоговых поступлений во всех регионах, где проходят зачистки бизнеса и массовое непринятие деклараций. Если Кабмин считает, что большая часть плательщиков НДС работает просто на выкачивание возмещения из бюджета, то, может, следует вообще отменить этот коррупционный налог?

Лучшим резюме на тему выпуска НДС-облигаций сейчас могут считаться заявления самой Партии регионов — пока ни один правительственный эксперт не усомнился в компетентности заявлений этой политической силы:

«Уплата государством задолженности по НДС государственными ценными бумагами означает последующее вымывание оборотных средств предприятий, значительное ухудшение их финансово-экономического состояния. Такое мнение, как сообщила пресс-служба Партии регионов 19 декабря, выразил народный депутат от ПР, министр промышленности и предпринимательства экс-оппозиционного правительства Анатолий Кинах.

По его мнению, закон о внесении изменений и дополнений в государственный бюджет на 2008 год, которым предусмотрено возмещение НДС ценными бумагами Кабинета министров Украины отечественным производителям, экспортерам и импортерам, приведет к ухудшению состояния реального сектора экономики. «Промышленники и предприниматели возмущены таким решением, ведь ценными бумагами невозможно пополнить оборотные средства, за них невозможно купить сырье, их невозможно направить на?выплату заработной платы».

Главное разочарование в любой украинской власти — то, что она ни в грош не ставит свои предвыборные обещания. У каждого нового правительства почему-то рождается уверенность, что результат все спишет, «победа будет за нами» и что цифры правительственных отчетов легко конвертировать в зарплаты, пенсии и в голоса избирателей…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно