По результатам рассмотрения законопроекта №5655 о реформе градостроительства Национальное агентство по предупреждению коррупции выявило коррупционные факторы, о чем говорится в соответствующем заключении. Такие факторы обусловливают потребность в доработке документа для обеспечения прозрачной системы градостроительного контроля и государственного градостроительного надзора, а также реализации реформы государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности путем снижения коррупционных рисков.
В частности, в заключении говорится, что юридическая неопределенность статуса Градостроительной палаты противоречит ключевым подходам в организации и деятельности центральных органов исполнительной власти. Это также делает невозможным применение к ее членам превентивных антикоррупционных механизмов и ограничений, предусмотренных Законом Украины «О предотвращении коррупции».
В свою очередь НАПК порекомендовало:
- доработать модель функционирования Градостроительной палаты и определить ее правовой статус, рассмотрев возможность ее функционирования как апелляционного органа надзора;
- рассмотреть возможность обеспечения институционности надзора профильным центральным органом исполнительной власти;
- дополнить документ изменениями в Закон Украины «О предотвращении коррупции» в части применения антикоррупционных ограничений к членам Градостроительной палаты с внесением соответствующих исключений относительно применения к ним ст. 25 (ограничение относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности) и ст. 36 Закона (предотвращение конфликта интересов);
- рассмотреть возможность конкурсного порядка отбора членов Градостроительногй палаты.
Также среди указанных НАПК коррупционных рисков законопроекта:
- бесплатность работы в Градостроительной палате и отсутствие эффективных механизмов ответственности, что ослабляет институциональную способность органа;
- дискреционные полномочия должностных лиц при рассмотрении вопроса о назначении внеплановой проверки в сочетании с неопределенной природой применения формато-логического контроля рассмотрения обращений о нарушениях, совершенных субъектом градостроительства;
- неопределенность процедуры и сроков реализации решений о демонтаже (сносе) объектов самовольного строительства;
- повышение роли градостроительных условий и ограничений с одновременным снижением контроля за соблюдением требований законодательства при их предоставлении, в частности при классификации объекта строительства как самовольного.
ZN.UA неоднократно указывало на проблемы законопроекта №5655 в своих публикациях. В частности, Георгий Могильный в статье «Автономная Строительная Республика. Факты без мифов» пишет, что предложенная властью реформа в градостроительстве - это не либерализация, а декларация об образовании некой Автономной Строительной Республики, согласованной с ее бенефициарами. В то же время главы профильного комитета Верховной Рады Елена Шуляк в статье «Реформа градостроительства. Правда и мифы» объяснила, как реально сделать строительный рынок прозрачным, а покупателя - защищенным.
О реформе ГАСИ, ответственности местной власти и защите покупателя в интервью ZN.UA рассказал министр развития громад и территорий Алексей Чернышев. В свою очередь замглавы Архитектурной палаты Национального союза архитекторов Украины Анна Кирий в интервью объяснила, как и зачем под видом уничтожения коррупции в ГАСИ ее передают в другие руки. С Чернышевым и Кирий пообщалась редактор отдела политики ZN.UA Инна Ведерникова.