Восемь месяцев президента настойчиво подводят к подписанию закона №5655 (далее — №5655). Пул поддержки, скрупулезно выстроенный авторами закона, непрерывно работает на то, чтобы развеять любые сомнения о чистоте «градостроительной реформы». В продвижение идей №5655 втянуто целое Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры (Мининфраструктуры) во главе с Александром Кубраковым, популярный цифровой министр Михаил Федоров, директор НАБУ Семен Кривонос (родом из реформированной Государственной инспекции архитектуры и градостроительства), а также международные партнеры. Армия дежурных спикеров, вооруженная красочными слайдами, чуть ли не каждую неделю на всевозможных модных панелях рассказывает стране о преимуществах закона, который наконец-то «сделает градостроительную сферу цифровой и прозрачной, заставив коррумпированных мэров навести порядок в громадах и принять генпланы». Аллилуйя!
Тему настолько квалифицированно заболтали, запостили в соцсетях и расшили джинсой, что от №5655 уже хочется отмахнуться как от назойливой мухи: «Да делайте уже с ним что хотите!». На это и расчет. Последние оптимистично-дружеские фото автора №5655 Елены Шуляк с главой Нацагентства по предотвращению коррупции Александром Новиковым — а Новиков таки блестяще сыграл отведенную ему сценаристами №5655 роль, — похоже, призваны дожать последнего скептика. Потому что триста страниц закона и три тысячи — сравнительной таблицы финальной версии при желании осилить может каждый, но нащупать заложенные в него лоббистами коррупционные карманы могут только люди, которые либо в теме, либо в доле. Что прекрасно понимают все участники затяжной позиционной войны. Так государство в теме или в доле?
«Вице-премьер Александр Кубраков ни на йоту не сомневается в правоте главы профильного комитета Елены Шуляк, с которой они вместе еще со времен работы в Офисе эффективного регулирования BRDO, — говорят в министерстве, на полном серьезе уточняя, что все противники №5655 куплены. — Но Кубраков как один из ключевых менеджеров правительства обременен таким количеством задач объединенного министерства, что делегировать ответственность за №5655 Шуляк ему сам здравый смысл велел». И это не шутка. «Это полное доверие внутри команды, которая берет на себя политическую ответственность за этот законопроект. И проигрыш в борьбе за №5655 будет проигрышем всей команды министерства», — констатируют соратники вице-премьера по восстановлению.
То есть нардепу Елене Шуляк — ключевому публичному автору, эксперту и лоббисту №5655 — министерство, через которое пойдут все деньги доноров, доверило единолично залить фундамент будущего восстановления Украины? Без единого намека на контроль качества бетона и собственную государственную экспертизу? Вы серьезно?
Серьезно не видите, что член команды Елена Шуляк второй год намеренно презентует публике существующий лишь в ее воображении закон, не имеющий никакого отношения к принятому парламентом 13 декабря?
Ведь даже если гипотетически предположить, что после подписания №5655 все будет так, как сегодня на голубом глазу обещает Шуляк: «Нет градостроительной документации в громадах — нет стройки!», то восстановление вообще не сможет начаться, пока города не сделают генпланы и зонинги. А это — годы. И полный бред в контексте того, как мы охотимся на доноров и какие задачи перед ними ставим.
Если же все будет так, как трактуют №5655 сами застройщики, то: «Нет генплана — идите на фиг, будем строить без вас!». А это уже тотальный диктат строительного лобби по всей стране. И джекпот для основных бенефициаров закона. Прежде всего благодаря внутреннему карману приватного контроля, куда зашит глобальный картель на рынке экспертов градостроения. Он цементируется схемой с саморегулируемыми организациями (СРО). Все они контролируются пулом застройщиков, которые стоят за спиной Шуляк и имеют своих высокопоставленных замов в министерстве. Сами пишем правила, сами строим, сами контролируем, сами зарабатываем. Круг замкнулся.
И, похоже, только сильно несправляющемуся со своими прямыми обязанностями министру — а Кубраков лично отвечает за результаты будущего восстановления не только мостов и дорог (с чем у него все ОК), — может не хватать времени на то, чтобы разобраться в схеме, так настойчиво навязываемой государству лоббистами №5655. Если, конечно, руководители государства уже не в доле.
Но попробуем еще раз надвинуть на нос розовые очки и накануне назначенных на завтра публичных консультаций Мининфраструктуры по подготовке подзаконных актов к еще не подписанному (!) закону №5655 напомнить государственным мужам и дамам, почему все именно так, а не иначе. И чем в итоге может обернуться затянувшееся противостояние строительного лобби и местных властей в рамках массированного промоушена градостроительной «реформы» оказавшихся выброшенными государством на обочину будущего восстановления. Вместе со скучной региональной политикой и ключевым условием вступления в ЕС. Европарламент в своей резолюции жестко рекомендовал президенту не подписывать закон №5655.
Принуждение ОМС к миру
На старте сразу отобьем подачу тех, кто все знает о том, как обогащаются за счет застройщиков местные власти. Потому что это — правда.
«Вся суть градостроительного управления давно превращена в наборы элементов изъятия денег у девелоперов, — рассказывает влиятельный застройщик, согласившийся без ссылок на него пояснить философию закона №5655. — Ни о каком планировании территорий и интересах жителей громад в большинстве городов речь не идет. Единственным инструментом решения проблемы, где по революционной традиции всегда крайний хозяин «хлебной лавки», стал митинг. Напомню, что в 2011 году после принятия закона о градостроительной деятельности тогдашний профильный вице-премьер Сергей Тигипко намеревался скопировать грузинский опыт и навести порядок в градостроительной документации. Понятно, что при Януковиче всегда был условный Столар в доле на 30%, но игры совсем без правил, принятые при Черновецком, ушли именно тогда.
Однако все попытки государства как-то систематизировать сферу — даже при умеющем стучать по столу Януковиче — столкнулись с мощным сопротивлением местных элит, привыкших рулить и договариваться со всеми в ручном режиме. Утвержденные правительством сроки сдачи генпланов переносились много раз и в итоге тема вообще заглохла. И вот теперь №5655 вводит одно важное правило: я больше не должен спрашивать у города разрешение на проект. Подал заявку, нет ответа, значит согласны, получил градостроительные условия и ограничения (ГУО) и вперед! «Но это же несправедливо», — скажете вы. Ведь местные власти теряют возможность влиять на происходящее в их громадах. Но тогда вопрос: а как они должны влиять? Наверное, все-таки принимая генплан и зонинг.
А когда вы приняли зонинг и опубликовали его в Интернете, надо ли застройщику вам звонить, чтобы уточнить мнение по поводу проекта? Если я и так вижу в системе, что можно строить в городе, а что — нет? Правильно, не надо мне никому звонить. И мэру тоже не надо именем громады бежать к застройщику и останавливать стройку в ожидании взятки. Лучше срочно принимать новый зонинг!
Можно и глубже копнуть: а нужен ли при таком раскладе градсовет, состоящий из архитекторов-ретроградов? Ну ладно, в исторических местах — да, а так — нет. Для чего там штаны протирать, если архитекторы вместе с мэром и депутатами не делали зонинги? Стоп! Так кого этот закон лишает возможности ручного управления?
Ребята, умничайте, когда разрабатываются зонинги, когда проходят общественные слушания, когда принимается градостроительная документация. Учитывайте все интересы и пишите документацию. И публикуйте ее! Потому что все остальные элементы строительной сферы в государстве уже диджитализированы. Кадастры, землеотводы и пр., остался только один момент — исходные данные, являющиеся результатом градостроительного проектирования. И государство к этому не имеет никакого отношения. Вся суть этого закона — подпереть ОМС и сказать: остались только вы! Раньше вы решали: миловать или нет, пускать кран и экскаватор или нет. А теперь идите и сделайте свое домашнее задание!
На самом деле, несмотря на то, каким будет финал №5655, этот закон свою роль уже сыграл как провокация. Никто местное самоуправление теперь все равно не отпустит, чтобы там ни говорила Еврокомиссия. Потому что у Европы нет диджитал-инструмента, а у нас есть! Европа до сих пор опирается на процессы общественных обсуждений, она еще не живет в парадигме цифрового общества. А мы живем! «Дія» уже случилась. Поэтому отсутствие или наличие №5655 не играет роли. В системе уже сейчас должны быть данные из граддокументации. Точка. Вся суть проблемы не в том, как исполняют правила, которых нет. А в том, что тот, кто должен создавать правила, кричит, что у него отбирают полномочия».
И это лишь малая часть нашей хоть и эмоциональной, но достаточно интеллектуальной беседы на тему, как сбалансировать интересы громад, застройщиков и государства. В ходе которой я узнала не только о том, что у нас неправильно распределяется налог на недвижимость, убивая природную функцию жителей помогать, а не мешать застройщикам делать среду их обитания комфортной, но и что такое джентрификация. Погуглите. И все вроде бы правильно. Но, черт возьми, есть нюансы.
Определено ли время, на которое застройщики отправляют ОМС делать домашнее задание?
Никаких уточнений на этот счет не оказалось ни у моего собеседника, ни в теле закона №5655. Именно по этой причине благородное принуждение мэров к порядку, как карета в тыкву превращается в банальную схему вытеснения из игры местных на время притока больших денег. При этом №5655 лишает органы местного самоуправления и общественность в целом функций контроля над строительством на их территории, о чем мэры кричат на каждом перекрестке. Остановить незаконную стройку будет просто нереально. Возможность обращения ОМС и граждан в суд тут, скорее, номинальная. О чем мы тоже писали.
«В населенных пунктах, где нет градостроительной документации, будут выдаваться ГУО, в которых ничего нет. Условная пустышка без ограничений. Формальный документ, просто открывающий застройщику дорогу к техническим действиям. Выдается на базе материала, на сегодня имеющегося в госкадастре. Которого тоже еще нет. И тогда можно все», — делится своим пониманием закона один из мэров крупного областного центра, где все документы в порядке.
Обидно это констатировать после таких правильных слов застройщика. Но ведь это не наши предвзятые предположения, и не наговор местных коррупционеров, это часть 13 статьи 29 закона №5655.
«Как видите, здесь нет ни слова об отказе в предоставлении градостроительных условий и ограничений, если нет градостроительной документации, — комментируя очередное интервью Елены Шуляк, написал еще весной на странице Фейсбук эксперт градостроительной сферы и автор ZN.UA Георгий Могильный. — Здесь даже нет существующего основания для отказа, если намерения застройщика не соответствуют градостроительной документации».
Более того, в части 17 той же статьи указано, что «можно строить в соответствии с целевым назначением земельного участка, а не положений градостроительной документации».
Ого! Чувствуете разницу? Не чувствуете? Объясняем.
«Целевое назначение земельного участка не обязательно соответствует функциональному назначению территории, — уточняет эксперт. —Функциональное назначение по градостроительной документации — это перспектива использования территории под застройку. Целевое назначение участка — это текущее использование участка, нужное не столько для определения возможности застройки, как для налогообложения/расчета арендной платы».
Сейчас в Украине, как и во всем цивилизованном мире, застройка происходит в соответствии с функциональным назначением территории, установленным градостроительной документацией. А №5655 фактически уничтожает планирование территории и перспективы устойчивого развития населенных пунктов.
Более того, такой подход порождает новую волну коррупции в местных радах, а никак не убивает ее. «Поскольку общественность может влиять на разработку и утверждение градостроительной документации, но никак не привлечена к отдельным землеотводам, застройщикам становится выгодно купить незаконный землеотвод, потому что потом они гарантированно автоматически получают ГУО на застройку», — поясняет Могильный. Плюс таким образом №5655 реанимирует все старые незаконные землеотводы.
Но и это еще не все. Размах идеологов градостроительной реформы оказался намного шире. Как, впрочем, и команда ее приверженцев. Помните законопроекты №8225 и 8178-1, которые активно двигал весной самый свежий претендент на премьерское кресло, замглавы офиса президента Ростислав Шурма? Так вот, упрощение изменения целевого назначения сельхозземель (№8178-1) и принудительное изъятие частных участков (№8225) — единая схема со скандальным №5655.
Вся фишка в том, что под процесс восстановления государству действительно нужны оперативные рычаги для маневра — возможность выкупать землю там, где это необходимо, и менять ее целевое назначение. Но так как никакого глобального плана восстановления нет, региональную политику в министерстве подменил градостроительный схематоз — застройщик (в случае принятия пакета этих законов) на основании №5655 может наложить лапу не только на землю громад, но и на сельхозугодья. Причем без каких-либо обязательств перед громадами. Потому что в случае изменения целевого назначения земли под жилую застройку — а здесь достаточно декларации, поданной застройщиком в единую электронную систему, — можно будет бесконтрольно строить все что угодно и где угодно. Во что может вылиться такая диджитализация и либерализация в ходе восстановления — тема отдельного большого разговора. Но некоторые ключевые подробности кейса описаны ZN.UA еще полгода назад.
Здесь важно отметить, что буквально на прошлой неделе активно вхожий к президенту Шурма снова засветил в парламенте №8225. Так что, похоже, сдавать №5655, без которого все манипуляции с отчуждением сельхозземель теряют смысл, знающие люди в окружении президента не собираются. Может, тут и кроется бездонный источник энергии для продвижения базового №5655? В законы Шурмы, помимо неограниченных возможностей для застройщиков, заложен механизм обогащения для тех, кто обладает государственной инсайдерской информацией. Типа известной схемы, когда я знаю, где по плану будет заложено строительство завода, и предусмотрительно за бесценок выкупаю участок. А государство потом мне очень хорошо платит, чтобы там этот завод построить. В масштабах страны это царский куш. Но идем дальше.
Почему города упорно сопротивляются делать градостроительную документацию?
Немного статистики. Согласно информации Мининфраструктуры, на апрель 2023 года все 100% городов и поселков городского типа имеют генеральные планы, разработанные после 1991-го, а 42% — генеральные планы, разработанные после 2012 года. Хуже ситуация среди сельских населенных пунктов — здесь всего 35% имеют генеральные планы, разработанные после 1991 года. То есть очевидно, что почти половина городов страны все-таки подсуетились. Несмотря на то, что это было: а) очень дорого, б) без кадастра и общей рамки, которую само государство за эти годы не удосужилось сделать.
Другой вопрос, что даже там, где принимались генпланы и зонинги, всегда присутствовали коррупционные риски. Речь о манипуляциях государственными строительными нормами в пользу застройщиков; формальных согласованиях документации с госорганами и такими же обсуждениями с общественностью; фальсификации градостроительных экспертиз и конфликте интересов тех, кто принимает решения и часто сам является застройщиком или связан с ним. То есть коррупция и в этом случае часто никуда не уходит, а просто становится более системной. Жаль, что при этом так же системно не мужают наши правоохранители и прокуроры, а руки антикорблока до местного уровня не всегда дотягиваются.
Аналитику о ситуации с градостроительной документацией в стране можно прочитать на сайте НАПК, где в 2021 году был опубликован подробный отчет с цифрами, причинами, а главное — рекомендациями правительству, как устранить произвол на местах.
И, знаете, у этого документа, как и у №5655, тоже есть своя философия. Буквально абзац: «Несмотря на то, что значительная часть населенных пунктов Украины не имеет актуального генерального плана, механизм привлечения к ответственности за его отсутствие нормативно не регламентирован. Такой правовой пробел несет опасность бессистемной застройки и отсутствие устойчивого развития населенных пунктов».
То есть, ребята от государства, если вы реально хотите навести порядок, а не имитируете бурную деятельность, включайте механизм ответственности! Выполняйте свое домашнее задание!
Стоп. Вспомнила. Так вы же, вроде, уже все включили. В сентябре 2021 года правительство ликвидировало коррумпированную Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСИ), принципы которой сформировали еще при Януковиче отец и сын Рыбаки, и создали супер-пупер какую — Государственную инспекцию архитектуры и градостроительства (ГИАГ).
Теперь читаем очень внимательно, чтобы не запутаться в аббревиатурах. «По вопросам, регулирование которых существенно меняет закон №5655, к полномочиям органов местного самоуправления отнесены выдача градостроительных условий и ограничений и разрешительные и контролирующие функции в 99 громадах, взявших на себя соответствующие полномочия (около 40% строительства), — пишет тот же Могильный. — Чаще всего контроль на себя взяли большие города, ведь содержать для этого дополнительных чиновников за счет местного бюджета недешево.
Соблюдение законности при осуществлении этих функций ОМС контролирует в порядке государственного архитектурно-строительного надзора орган, в котором, по утверждению руководства государства, «коррупции нет», — созданный немногим более года назад ГИАГ.
Порядок осуществления государственного архитектурно-строительного надзора при наличии Единой государственной электронной системы в сфере строительства (ЕГЭССС) позволяет легко обеспечить качественный надзор, ведь он предусматривает проведение плановых и внеплановых выездных проверок и документальных и камеральных проверок действий объектов надзора по данным баз и реестров.
Риторический вопрос: как ОМС могут открыто заниматься сумасшедшей коррупцией через публичную ЕГЭССС так, чтобы все высокопоставленные должностные лица об этом знали, а ГИАГ демонстративно не выполняла свои обязанности, тем самым способствуя коррупции?
Аргументы лоббистов №5655 как единственной возможности преодоления коррупции в строительстве не выдерживают никакой критики, — в ГИАГ, по их словам, коррупции нет, а коррупцию в ОМС элементарно уже давно могла уничтожить ГИАГ при действующем законодательстве. Поэтому борьба с коррупцией — удобный лозунг, а не цель принятия этого закона».
Возможно, здесь прояснить ситуацию подробнее смог бы экс-глава ГИАГ и нынешний директор НАБУ Семен Кривонос. Поэтому настоятельно рекомендуем задать ему этот вопрос на очередной панели, где он вместе с Еленой Шуляк будет рассказывать о преимуществах №5655.
Ну а пока мы все дружно подумали, что на самом деле никому в этом государстве не было выгодно наводить порядок в градостроительной сфере. Теперь же, доведя ситуацию до абсурда (а как еще ее назвать, если весь этот огород засаживается в момент выстраивания стратегии восстановления?), власть, якобы наказывая ОМС, полностью развязывает руки застройщикам. Которые, если верить нашему визави, в первую очередь должны быть заинтересованы в прозрачных правилах взаимодействия как с громадами, так и государством. Но нет.
Приватный контроль и монополия
Здесь позволю себе еще одну короткую реплику от крупного строительного бизнеса: «Ради философии закона №5655 (с ней мы уже определились. — И.В.) его авторам можно простить некоторые баги, которые они прикрепили к нему по собственной глупости. Как бы я скептически ни относился к Национальному союзу архитекторов Украины, №5655 лишает их авторского права и, по сути, права на профессию». Золотые слова. За которыми, однако, совсем не глупость, а трезвый расчет. И будущую меру прощения здесь, в случае подписания президентом №5655 и мультиплицирования схемы на всю страну, сможет определить только суд.
На самом деле война лоббистов №5655 с архитекторами наглядно высветила, за что реально воюют товарищи. Но для того чтобы это вам стало понятно так же, как и нам, сделаем небольшой zoom out. То есть увеличим масштаб изображения проблемы.
Как работает рынок? Крупные девелоперы сами никогда не вступают в юридические отношения с местными радами. Действующее законодательство позволяет делать землеотводы компаниям, которые, получая землю, заключают договор с девелопером на сопровождение строительства жилого объекта. Такое себе разделение труда, а заодно и рисков. Так как получившая землю компания легко может раствориться в бизнес-пространстве после выполнения поставленной задачи.
Для того чтобы начать строительство, помимо получения градостроительных условий и ограничений, о нюансах которых мы уже поговорили, после принятия в 2011 году закона о градостроительной деятельности объект на всем этапе строительства сопровождают эксперты, проектанты, архитекторы и пр., которых нанимает заказчик. Все они — сертифицированные специалисты, получившие свои сертификаты в так называемых саморегулирующихся организациях. Это европейская практика, которая в нашем украинском исполнении ожидаемо приняла свои эксклюзивные формы.
Во-первых, все работающие сегодня на рынке инженеры-проектировщики, инженеры технадзора, инженеры-сметчики, инженеры по освещению, по конструкциям, по пожарной безопасности и пр. объединяются в гильдии и союзы, которые в свое время были созданы сверху (а не снизу, как на Западе) силами конкретных людей, находившихся на тот момент во власти. Все положения о СРО расписывались в 2015 году в Минрегионе, когда замом министра там сидел нынешний вице-президент Конфедерации строителей Украины (КБУ) Дмитрий Исаенко (его связывают с группой компаний Perfect Group). Подробно о создании и деятельности этих СРО писал Юрий Николов.
Во-вторых, сражаясь с адептами №5655, Национальный союз архитекторов Украины (НСАУ) всегда апеллирует к своей давней истории. И это действительно самая древняя СРО в строительной сфере, которую, до определенного момента, не прибрали к рукам ее смотрящие. И дело не в качестве НСАУ (сертифицированные архитекторы тоже продают свои подписи), а в принципе. После появления №5655 стало очевидно, что книжечку со всеми экспертами и проектантами сшивает именно архитектор. Он же — ключевое ответственное лицо на стройке. А сертифицирует архитекторов только НСАУ. Непорядок.
Весной 2022 года тогда еще Минрегион по умолчанию и без предупреждения лишает НСАУ права на сертифицирование архитекторов. А СБУ следом открывает дело в отношении главы НСАУ Александра Чижевского за то, что НСАУ никак не отреагировал на решение министерства и его специалисты по-прежнему заходили в электронную базу. Параллельно тот же Минрегион разбивает монополию НСАУ, что было бы вполне нормально, если бы он тут же не создал другую — глобальную, давая право на сертификацию инженеров Киевскому национальному университету строительства и архитектуры (КНУСА). Куда накануне (внимание!) главой Наблюдательного совета заходит Дмитрий Исаенко. Без комментариев. Разве только уточнение, что все это время строительством в министерстве (и при Чернышове, и при Кубракове) ведает человек Исаенко — Наталья Козловская.
№5655 только закрепит историю связанных лиц. В норме о приватном контроле заложен барьер выхода на рынок, который составляет 3–5 миллионов (через требование наличия страховки). А это значит, что создать компании приватных контролеров смогут только сами крупные застройщики. А у кого еще есть такие деньги?
Здесь снова говорит застройщик: «Честно вам скажу: в этом законе есть много каких-то разных штук. Но меня вот это «б-з-з» не интересует. То, как сейчас все работает, достаточно профессионально и экспертно. Когда у меня проблема с геологией, я знаю, в какую экспертную организацию пойду. Меня не волнует, как и у кого получал сертификат этот специалист, если меня устраивает качество его работы. Проблемы, которую так громко обсуждают эксперты, на рынке просто не существует. Он конкурентный. Более того, когда ваш государственный или местный контроль приходил ко мне что-то проверять? Да никогда! Может, в начале строительства и при сдаче. Все контролирует мой внутренний отдел качества. Потому что это в моих интересах. Поэтому я не вижу проблемы с введением института частного контроля. Все логично».
А теперь главный архитектор областного центра: «У ГАСК всегда было двойное подчинение — функциональное (контроль центра) и линейное (ОМС). №5655 вводит приватный контроль без каких-либо предохранителей. Контролер может быть связанным лицом с застройщиком. Но даже не это главное, главное то, что взаимоотношения застройщика с приватным контролером будут регулироваться Хозяйственным кодексом. А с контролером от ОМС — Административным кодексом. Это какая-то институциональная абракадабра.
То есть авторы закона родили двух субъектов с одинаковыми функциями, деятельность которых регулируется разными кодексами. А теперь давайте вспомним о том, что хозяйственная деятельность юридического лица — это получение прибыли. Так контролер получает прибыль или контролирует? В закон заложен конфликт интересов, провоцирующий коррупцию. Можно сколько угодно рассуждать о репутации крупных застройщиков, которые и создадут приватные контролирующие компании, но, мягкого говоря, не все застройщики в Украине сильно переживают о своей репутации.
Не забывайте трагический пример Турции, где в результате землетрясения дома сложились как карточные домики. Было очень много жертв. Этому предшествовала полная либерализация норм градостроительства. Чего не произошло с домами в Греции. Более того, штрафы для контролеров несоизмеримы с доходами и рисками. Нам говорят: «Если вы зайдете в конкурентное поле и предложите лучшие условия, то застройщик пойдет к вам». Но в №5655 записано, что застройщик может менять контролера. На финальном этапе строительства в том числе».
А теперь говорит один маститый проектант: «В Украине за 32 года практически не было сколько-нибудь значительных аварий со зданиями и сооружениями кроме тех, которые обусловлены ненадлежащей их эксплуатацией балансодержателями. То есть по главным требованиям к зданиям и сооружениям — чтобы не падали — отрасль оставалась устойчивой к рыночному влиянию на советскую строительную школу. Регуляторная, разрешительная, контрольная система, инициированная одними и теми же авторами, как в 2011 году, так и в 2021-м, по сути финализирует частную отраслевую монополию одного очень ограниченного круга лиц через приватизацию коррупции и тотального контроля над правом на профессию».
Выводы делайте сами.
Но есть еще один интересный нюанс, насмерть связывающий схематозный законопроект с будущим восстановлением. Это институт инженеров-консультантов, который согласно №5655 обязательно должен присутствовать в приватной контролирующей компании. Именно в формулировке, присутствующей в сертификатах (внимание!) гильдии инженеров-консультантов, контролируемой Исаенко. А не, к примеру проект-менеджеров, сертифицируемых в Украине международной организацией инженеров-строителей FIDIC. И таких отечественных инженеров-консультантов на всю страну всего 37(!) человек. Даже трудно себе вообразить степень их востребованности и, соответственно, оплаты. Закон №5655 еще не подписан, но позицию инженера-консультанта Мининфраструктуры уже ввело в методические рекомендации по подготовке тендеров для отбора исполнителей. То есть проектная компания имеет право участвовать в тендере только если у нее в штате будет инженер-консультант. Это условие выигрыша тендера. Ну как тут перестанешь организовывать форумы поддержки №5655?
Вот скан соответствующей главы документа.
Интересно, что свою ассоциацию инженеров-консультантов организовали и строители мостов и дорог, систему которых хорошо знает вице-премьер Кубраков. Силами министерства — то есть тоже сверху — но под крышей той самой международной организации инженеров-строителей FIDIC. С которой в свое время не сумел договориться Исаенко. Но то, что Исаенко не договорился с Кубраковым, — совсем не факт. Как рассказывают знающие люди, в числе инженеров-консультантов СРО Кубракова встречаются фамилии 37 инженеров-консультантов гильдии.
«Таким образом на рынке сложилась ситуация тотальной зависимости всех сторон, занятых в строительстве, от Заказчика/владельца земельного участка, — поясняет тот же проектант. — Потому что всех так называемых ответственных сертифицированных специалистов — инженеров, архитекторов, экспертов, инженеров технического надзора, частный градостроительный контроль — всех нанимает и оплачивает Заказчик. Или лицо, заключившее с ним на это договор. А сертификаты им всем с 2022 года (после наезда на Союз архитекторов) выдает группа фиктивных по своей сути СРО, тотально контролируемых одним лицом.
При этом членам как Конфедерации строителей Украины (КСУ), возглавляемой Львом Парцхаладзе, так и Строительной палаты Украины (СПУ), во главе которой стоит Петр Шилюк, было бы наивно полагать и рассчитывать, что подписи на комплекте документов для начала строительства и вводе в эксплуатацию будут доставаться бесплатно. Как им сейчас пообещали за поддержку №5655. Еще более наивно было бы на это рассчитывать будущим Заказчикам строительства, пока сидящим во властных кабинетах и планирующим после тяжких трудов на благо Родины стать рентабельными и преуспевающими девелоперами.
Вообще сильно удивляет непонимание КСУ и их руководителями, застройщиками-лидерами отрасли того факта, что уже сейчас международные фонды, например NEFCO, KfW, USAID, ЕІВ и другие банально не могут выбрать генподрядчиков на свои проекты из-за несоответствия международным требованиям. И главный фактор такого положения вещей — именно коррупциогенное регуляторное отраслевое поле. А вместо поиска сбалансированной модели с учетом интересов всех сторон — от ОМС и громад до подрядчиков и отраслевых специалистов — поддержка перекошенной в сторону единоличных смотрящих», — заключил наш собеседник.
Мы позвонили члену профильного парламентского комитета Дмитрию Исаенко с просьбой прокомментировать его роль в создании и деятельности СРО на строительном рынке, уничтожении Национального союза архитекторов, а также рисках введения законом № 5655 института частного контроля с учетом магической функции инженеров-консультантов.
«Во-первых, я не имею никакого отношения ни к каким СРО, хотя и знаю людей, которые ими управляют, — пояснил Дмитрий Исаенко. — Потому что мы действительно взаимодействовали ранее в рамках работы в профильном министерстве. Однако это одна из тем, которые мне вообще малоинтересны. Я строитель. Я не бросил ни одну стройку во время войны и не ухожу с рынка, пытаясь делать все, что могу в этой ситуации.
Во-вторых, я не поддерживаю то, что пытаются сделать с Национальным союзом архитекторов Украины. Это неправильно. Эта организация существовала еще до нас и точно не заслуживает такого обращения. Но я понятия не имею, что они там не поделили с Мининфраструктуры и почему у НСАУ отобрали полномочия сертифицировать архитекторов. Однако позволю себе уточнить, что сейчас обучение архитекторов проводит не только КНУСА, где я глава Набсовета, но еще три высших учебных заведения. А сертификаты архитекторам фактически выдает само министерство.
В-третьих, частный контроль—это европейская практика, а что до функции инженера-консультанта, то она в основном связана с бюджетом. А я на бюджет не работаю. Сколько бы мне ни предлагали контрактов. Я строю жилье, при котором такая опция вообще не нужна».
И на том спасибо. Но мы готовы и к более обстоятельному разговору в рамках интервью.
Так, а где тут государственный интерес?
Очевидно, что все эти годы мы были свидетелями коррупционного сговора государства и местных властей, вместе доивших застройщиков. Вот посмотрите хотя бы на Киев. Вы слышали хоть об одном бизнес-конфликте между Кличко и ОПУ? Мы — нет. Потому что там паритет и общий бэк-офис. Но война изменила конъюнктуру. Центральная власть сделала все, чтобы деньги доноров пошли через нее. Отсюда министерство-монстр, отсюда ставка на №5655, а не на какую-то там региональную политику, стратегию и прочую чушь. С местными делиться уже не обязательно. Местных нужно кошмарить, подставляя и им, и донорам услуги частных контролеров с угрозой будущих претензий по стороны правоохранительных органов. Но обязательно делиться нужно с теми, кто будет строить. Возник новый сговор — между государством и строительным лобби.
Более того, в последнее время ходят активные разговоры о том, что у №5655 сменились бенефициары. И схему, которую выписали лоббисты застройщиков, будут юзать на самом верху. Поэтому вполне возможно, что главе партии «Слуга народа» Елене Шуляк необходимо выиграть войну за №5655 не только для того, чтобы сохраниться в политической обойме, но и в силу определенных обязательств: чтобы обеспечить задачи теперь уже и офиса президента.
Понятно, что речи о каком-либо государственном интересе вообще нет. Государство в нашем случае — это люди во власти, преследующие свои корыстные цели. Потому что в классическом понимании государство всегда будет искать баланс между всеми стейкхолдерами. В данном случае — между интересами громад, застройщиков и государства. Когда такой баланс найден, то все будут немного недовольны. Возможно, именно таким станет результат написания Градостроительного кодекса, которым сейчас занимаются оппоненты №5655. Включая народных депутатов, местные власти, архитекторов и экспертов.
Если у президента хватит здравого смысла не подписать №5655, а подумать о государственном интересе. А у его здорового окружения — а такие люди и в правительстве, и на Банковой есть — нарушить обет молчания по поводу №5655 и сказать главе государства правду. Обозначив все риски заложенной под его подпись мины.