Необходимость принятия законопроекта №5655 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании сферы градостроительной деятельности» власти объясняют огромным уровнем коррупции в строительстве. Однако, на самом деле, документ по сути останавливает борьбу с коррупцией в данной сфере, еще и создавая при этом риски возникновения новых схем, пишет Георгий Могильный в статье для ZN.UA «Разделяй и властвуй». Почему в битве за реформу градостроительства стали врагами села и города»
Автор объясняет, что по вопросам, регулирование которых существенно изменяет новый закон, к полномочиям органов местного самоуправления отнесена выдача градостроительных условий и ограничений (МУО) и разрешительные и контролирующие функции в 99 громадах, взявших на себя соответствующие полномочия (около 40% строительства). В большинстве своем контроль на себя взяли крупные города, ведь содержать для этого дополнительных чиновников за счет местного бюджета недешево.
При этом соблюдение законности при осуществлении этих функций ОМС контролирует в порядке государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) орган, в котором, по утверждению руководства государства, «коррупции нет», — созданный более года назад Государственная инспекция архитектуры и градостроительства Украины (ГИАГ).
Порядок осуществления ГАСН при наличии Единой государственной электронной системы в сфере строительства (ЕГЭСС) позволяет легко обеспечить качественный надзор, ведь он предусматривает проведение плановых и внеплановых выездных проверок и документальных и камеральных проверок действий надзорных объектов по данным баз и реестров.
Риторический вопрос: как ОМС могут открыто заниматься безумной коррупцией через публичную ЕГЭСБ так, чтобы все высокопоставленные должностные лица об этом знали, а ГИАГ демонстративно не выполняла свои обязанности, тем самым способствуя коррупции? Поэтому аргументы лоббистов ЗП №5655 как единственной возможности преодоления коррупции в строительстве, по мнению Могильного, не выдерживают никакой критики.
«В ГИАГ, по их словам, коррупции нет, а коррупцию в ОМС элементарно уже давно мог уничтожить ГИАГ при действующем законодательстве. Поэтому борьба с коррупцией — удобный лозунг, а не цель принятия этого закона», – пишет автор.
14 декабря Рада минимальным количеством голосов – 228 из необходимых 226, – приняла в целом проект закона авторства главы партии «Слуга народа» Елены Шуляк. Как и предупреждало ZN.UA, голосование прошло без обсуждения. Монобольшинству удалось протащить скандальный законопроект благодаря депутатам, избранным от ныне запрещенной пророссийской «Оппозиционной платформы – За жизнь», в частности, Нестору Шуфричу и Александру Качному. Отметим, что петиция на сайте офиса президента о ветировании законопроекта всего за сутки набрала 25 тысяч подписей, необходимых для рассмотрения ее Зеленским.
В свою очередь Нацагентство по предотвращению коррупции заявило, что комитет ВРУ придерживался предоставленных рекомендаций не в полном объеме. В частности, в НАПК подчеркнули, что закон фактически вводит «принцип молчаливого согласия относительно восстановления права на выполнение подготовительных или строительных работ заказчиком/генеральным подрядчиком в случае, например, умышленного, с целью получения незаконной прибыли, неисполнения своих обязанностей уполномоченным лицом органа градостроительного контроля». В то же время, главным недостатком законопроекта в НАПК называют недостаточную открытость при его разработке с нарушением принципа прозрачности и учета общественного мнения.