Авторы скандального законопроекта №5655 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании сферы градостроительной деятельности» акцентируют внимание на возможности органов местного самоуправления самостоятельно, без решения суда, принимать решение о демонтаже или перестройке самовольного строительства, которое должно побороть хаотическую застройку. О том, почему этот механизм неэффективен и приведет к катастрофе пишет Георгий Могильный в статье для ZN.UA «Разделяй и властвуй». Почему в битве за реформу градостроительства стали врагами деревни и города».
Автор отмечает, что принимать вышеуказанные решения по сносу и перестройке самовольного строительства органы местного самоуправления действительно смогут, но только по наиболее наглым самостроям без разрешительных документов. Ведь принятие решения о признании объекта самовольным строительством не допускается, если в отношении объекта строительства или его части в установленном законодательством порядке зарегистрированы вещные права и/или обременение прав.
Автор статьи напоминает, что в августе ВР приняла ЗУ «О гарантировании прав на объекты недвижимого имущества, которые будут построены в будущем», которым установлена автоматическая регистрация специальных имущественных прав на будущие объекты строительства при получении права на строительство: получение права по упрощенному ЗП №5655 порядку приводит к автоматической регистрации прав и делает невозможным применение упрощенного порядка признания самовольным строительством.
И принятие решения о сносе без решения суда – это не снос без решения суда. Решение ОМС о демонтаже не является окончательным и может быть обжаловано в суде. Так что существенных изменений нет, вопрос только в том, кто будет подавать иск для решения вопроса со сносом, а без суда можно обойтись только если застройщик сам позволит снести свой самострой.
«Обещанный авторами законопроекта механизм быстрого решения проблемы с самочинным строительством, по сути, не отличается принципиально от существующей процедуры, продемонстрировавшей свою неэффективность, поэтому у ОМС не появляется никаких эффективных механизмов борьбы против незаконной застройки», - резюмирует Могильный.
14 декабря Совет минимальным количеством голосов – 228 из необходимых 226, – принял в целом проект закона авторства главы партии «Слуга народа» Елены Шуляк. Как и предупреждало ZN.UA, голосование прошло без обсуждения. Монобольшинству удалось протянуть скандальный законопроект благодаря депутатам, избранным от ныне запрещенной пророссийской «Оппозиционной платформы – При жизни», в частности, Нестору Шуфричу и Александру Качному. Отметим, что петиция на сайте офиса президента о ветировании законопроекта только за сутки набрала 25 тысяч подписей, необходимых для рассмотрения ее Зеленским.
В свою очередь Нацагентство по предотвращению коррупции заявило, что комитет ВРУ придерживался предоставленных рекомендаций не в полном объеме. В частности, в НАПК подчеркнули, что закон фактически вводит «принцип молчаливого согласия по восстановлению права на выполнение подготовительных или строительных работ заказчиком/генеральным подрядчиком в случае, например, умышленного, с целью получения незаконной прибыли, неисполнения своих обязанностей уполномоченным лицом органа градостроительного контроля». В то же время, главным недостатком законопроекта в НАПК называют недостаточную открытость при его разработке с нарушением принципа прозрачности и учета общественного мнения.