Российская Федерация рассматривает территорию современного Украинского государства как исторические русские земли и формирует такие взгляды российских граждан с детства, а основным источником формирования взглядов на украинские земли есть обычный школьный учебник истории.
Об этом говорится в статье аналитика Центра гражданского просвещения "Альменда" Олега Охредько для DT.UA.
Автор рассмотрел шесть учебников по истории России для 6 класса, на основе которых российские учителя и готовят собственные рабочие программы.
"Авторы российских учебников для шестиклассников очень свободно обращаются с терминологией: например, в учебнике Чернишева на с. 20 есть название "русские" и одновременно пишется, что "к концу ХІХ в., как писал известный русский исследователь В.О.Ключевский…", объединяя определение принадлежности к Древнерусскому государству и ученого Российской империи. В учебнике Баранова и др. прямо сказано, что Древнерусское государство является "русским": "Ученые дали старинной Руси название "Древняя Русь", или "древнерусское государство", подчеркивая этим, что речь идет о самом древнем из известных нам русских государств" (с. 44). В учебнике Пчелова просто объединяется "древнерусское" и "русское": "В результате вместо разных племен… образовалась единая народность, которую историки называют древнерусской. Жители Древней Руси теперь осознавали себя прежде всего русскими людьми…" (с. 70–71)", - говорится статье.
" Очень интересное отношение в российских учебниках к временам раздробленности, когда Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Эти времена авторы рассматривают как обособление "русских земель". Например, в учебнике Пчелова даже в названиях параграфов проведена определенная параллель: "§14. Южная Русь" (параграф о Киевском княжестве, с. 98); "§15. Юго-Западная Русь" (материал о Галицком и Волынском княжествах, с. 103); "§16. Новгородское государство" (с. 106); "§17. Владимиро-Суздальская Русь" (с. 114). В других учебниках похожая ситуация: "Древнерусские юго-западные земли" (материал о Галицко-Волынском княжестве) (УЧ, с. 74)", - пишет Охредько.
"Один из первых русских монастырей был основан … на берегу Днепра, неподалеку от Киева" (с.79, ПП); "русская церковь", "Илларион прославился как авторпервого оригинального русского сочинения - "Слово о законе и благодати" (с.38, ПЧ); "Антоний и Феодосий, положившие начало русскому монашеству…" (с.79, ПП); "Русская церковь", "русские летописцы" (с.67, ПКП); "Русская православная церковь" (с. 45, ПДК); "Во главе русской церкви стоял митрополит" (с.44, ПДА); "Киево-Печерский монастырь стал важнейшим духовным и культурным центром Древней Руси. Здесь жили … подвижники Русской земли - первый русский летописец Нестор … первый русский иконописец Алимпий" (с.80, ПП)", - цитирует учебники Охредько.
"И в завершение еще "перлы" из российских учебников. Учебник Пчелова: "В России книгопечатание началось около 1553 г... книгу напечатал дьякон московской церкви Иван Федоров… выпустил в свет еще несколько книг, в том числе и первый русский букварь" (с. 244). Известно, что в 1566 г. Иван Федоров (Федорович) бежал из Москвы после того, как была сожжена его типография. Свой "Букварь" он напечатал в 1574 г. во Львове", - говорится в статье.
Подробнее о перлах в российских учебниках читайте в статье "Учебник по истории - главное оружие России" Олега Охредька в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".