Как можно укрепить связи Украины и Грузии с НАТО – Atlantic Council

Поделиться
Как можно укрепить связи Украины и Грузии с НАТО – Atlantic Council © flickr.com/photos/senatorlugar
Сейчас в НАТО ведутся оживленные дебаты о направлении развития трансатлантического альянса в предстоящее десятилетие.

Для того чтобы эта дискуссия в рамках НАТО 2030 была эффективной, она должна включать в себя серьезное обсуждение будущих связей с Украиной и Грузией. Две бывшие советские республики уже входят в число шести партнеров НАТО по усиленным возможностям, но более тесное сотрудничество может принести пользу всем сторонам, внося свой вклад в более безопасную международную обстановку, пишут Алена Гетьманчук, Ираклий Порчхидзе и Сергей Солодкий для Atlantic Council.

Авторы напоминают, что Украина и Грузия являются неотъемлемой частью безопасности Черноморского региона. Обе страны продемонстрировали способность внести значительный вклад в евроатлантическую безопасность, участвуя в международных миссиях под руководством НАТО. В прошлом году Украина также играла ключевую роль в реагировании на пандемию коронавируса. В рамках программы НАТО SALIS (Strategic Airlift International Solution) украинский флот колоссальных грузовых самолетов "Антонов" доставил гуманитарные грузы в страны мира.

Помимо участия в деятельности НАТО, Грузия и Украина также разделяют нежелательный статус основных мишеней российской гибридной войны. Предпочитаемая Кремлем гибридная форма военных действий также представляет прямую угрозу безопасности стран-членов НАТО. Это включает в себя все - от кибератак и политически мотивированных убийств до дезинформационных кампаний и попыток дестабилизации.

Эта общая российская угроза является сильным аргументом в пользу углубления сотрудничества. Укрепляя оборонный потенциал Украины и Грузии, НАТО также преуспеет в укреплении безопасности членов альянса и сдерживании агрессивного поведения России за пределами бывшего СССР.

Самым мощным сигналом, который НАТО могла бы послать Украине и Грузии, было бы представление обеим странам планов действий по вступлению в НАТО. Эта перспектива обсуждается с момента проведения саммита НАТО в 2008 году в Бухаресте, но консенсус внутри альянса остается недостижимым.

Слоном в посудной лавке, конечно же, является Россия. Москва не скрывала своего ожесточенного сопротивления дальнейшему расширению НАТО на постсоветском пространстве. Действительно, вопрос о возможном членстве в НАТО был использован Кремлем для того, чтобы помочь оправдать военную агрессию России против Украины в 2014 году.

Однако любой шаг, направленный на отрицание перспективы дальнейшей интеграции Киева и Тбилиси, представлял бы собой де-факто российское вето на расширение НАТО. Это лишило бы отдельные страны права добиваться членства и нанесло бы удар по одному из основных принципов альянса, пишут эксперты.

В то время как никто в НАТО не готов предоставить Москве неофициальное право вето, продолжающаяся оккупация Россией значительных регионов Украины и Грузии создает практические препятствия на пути к членству в альянсе для обеих стран. Тем не менее аргументы в пользу большей интеграции остаются убедительными. По мере того как политики НАТО изучают приоритеты альянса на ближайшее десятилетие, задача сейчас заключается в определении реальных возможностей для укрепления стратегических отношений с Украиной и Грузией.

Одним из ключевых вопросов является необходимость продолжать четко идентифицировать Россию как основную долгосрочную угрозу безопасности НАТО и ее партнеров. Это сообщение должно включать равный акцент на жесткие и мягкие аспекты этой угрозы, наряду с необходимостью определения спектра ответных мер. Обладая обширным опытом ведения гибридной войны с Россией, Украина и Грузия могут играть важную роль в определении угроз и формулировании эффективных коллективных ответных мер.

Имеет смысл также разработать при участии Украины и Грузии обновленную стратегию безопасности Черного моря, продолжают эксперты. Это можно было бы начать с совместной оценки вызовов безопасности в регионе. Двигаясь вперед, альянс должен уделять особое внимание поддержанию устойчивого черноморского передового присутствия с интегрированными морскими, сухопутными и воздушными компонентами.

В конечном счете, НАТО следует стремиться довести свою черноморскую деятельность до уровня, сопоставимого с присутствием в Балтийском море. Это создаст баланс и устранит любые пробелы в обороне восточного фланга альянса. Одной из конкретных идей, заслуживающих изучения, является возможное создание в Грузии центра материально-технического обеспечения и подготовки НАТО.

На практическом уровне НАТО в ближайшие годы должно стремиться к повышению операционной совместимости с украинскими и грузинскими военными и способствовать дальнейшему принятию стандартов альянса путем интенсификации совместных военных учений, обмена разведданными и других форм совместной деятельности. Увеличивая свои институциональные инвестиции в совместную безопасность с Украиной и Грузией, НАТО сможет усилить собственную коллективную оборону и улучшить возможности альянса по управлению кризисными ситуациями.

Двигаясь вперед, НАТО может продемонстрировать свою постоянную приверженность политике открытых дверей, разработав надежные "дорожные карты" для Украины и Грузии, которые приведут к окончательному членству. Несмотря на то, что изначально невозможно установить конкретные сроки, очень важно, чтобы обе страны занимали видное место при рассмотрении НАТО вопроса о политике "открытых дверей" или обсуждении дальнейшего расширения альянса и потенциальных будущих членов.

Более четкое видение пути продвижения к НАТО дало бы значительный толчок реформам в Киеве и Тбилиси, что также имело бы эффект расширения сообщества стабильных и предсказуемых демократий в регионе. Вступление в НАТО, возможно, и не является реалистичной краткосрочной целью для обеих стран, но обе они могут многое предложить альянсу и разделить с государствами-членами НАТО ряд стратегических интересов, которые делают дальнейшую интеграцию взаимовыгодной, резюмируют эксперты.

Подробнее о том, какая следующая «станция» будет после присоединения Украины к программе НАТО «Партнерство усиленных возможностей», читайте в статье Алены Гетьманчук «Евроатлантический трек».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме