В 2023 году завершится первый цикл участия в «Партнерстве усиленных возможностей». Директор Центра «Новая Европа» Алена Гетьманчук в статье для ZN.UA пишет, что этот год мог бы стать оптимальным для получения Плана действий относительно членства в НАТО.
Эксперт добавила, что это не означает, что нужно устанавливать публичные дедлайны и фокусироваться на этом вопросе в публичной коммуникации с НАТО, однако политическое лидерство в этом вопросе нужно, чтобы все вовлеченные в процесс стейкхолдеры в самой Украине понимали, каков наш план действий в отношениях с НАТО. А также и то, что этот план действий поддерживается лично президентом страны.
«И у Владимира Зеленского, пятилетний срок президентства которого завершается в 2023 году, есть возможность войти в историю человеком, при президентстве которого Украина стала кандидатом на членство в НАТО», - пишет эксперт.
Она считает, что это будет выглядеть более красноречиво, если учесть, что при предыдущем президенте реальностью не стало даже приглашение Украины в Партнерство усиленных возможностей.
«В этом контексте правильным сигналом стало письмо президента, который во время своего визита в Брюссель передала генеральному секретарю вице-премьер Ольга Стефанишина. В нем не только высказывалась благодарность за признание Украины партнером с расширенными возможностями, но и фиксировались ожидания «на дальнейшую поддержку евроатлантических стремлений Украины, согласно решениям Бухарестского саммита 2008 года и последующих саммитов НАТО». Несмотря на то, что ПДЧ косвенно фигурирует в решении Бухарестского саммита, очевидно, следовало бы отдельно артикулировать в этом обращении нацеленность на получение Плана действий относительно членства как следующего шага в евроатлантической интеграции Украины», - пишет Гетьманчук.
Кроме того, предлагает эксперт, возможно следовало бы рассмотреть вариант, чтобы копии писем, которые Украина адресует генеральному секретарю (а за последних полгода такой эпистолярный формат Киев задействовал по крайней мере дважды) получали бы представители стран — членов альянса в Брюсселе.
«Диалог с генсеком НАТО и его заместителями важен, однако важно интенсифицировать также взаимодействие со странами-членами, начиная с послов и заканчивая профильными министрами. Для этого в Брюсселе должен находиться посол Украины при НАТО. Ситуация, когда при каждом украинском президенте по несколько лет отсутствует представитель Украины при Альянсе, вызывает сомнения в серьезности намерений Киева относительно сближения с НАТО и делает Украину мишенью для критики оппонентов такого сближения», - пишет Гетьманчук.
Задачей нынешних евроатлантических стратегов в украинской власти Гетьманчук называет обеспечение того, чтобы все соответствующие акторы и в Украине, и в НАТО понимали: следующая станция после ПУВ — это ПДЧ.
«Затем, в последующие три года нужно провести максимальную детоксикацию диалога о присоединении Украины к Плану действий относительно членства. То, что по сути было сделано с «Партнерством усиленных возможностей» в случае отдельных европейских союзников», - резюмирует эксперт.
Подробнее о том, какая следующая «станция» будет после присоединения Украины к программе НАТО «Партнерство усиленных возможностей», читайте в статье Алены Гетьманчук «Евроатлантический трек» для ZN.UA.