Председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман призвал депутатов поддержать во время голосования одобренные Конституционным Судом изменения в Основной закон в части децентрализации власти.
"Речь ведь идет о действительно историческом голосовании. Создание полноценного местного самоуправления навсегда подведет черту под нашим советским и постсоветским прошлым и сделает необратимым превращение Украины в настоящую европейскую державу. Провал же этой реформы снова отбросит Украину на годы или даже десятилетия назад", - пишет Гройсман в статье для ZN.UA.
Спикер напомнил, что от окончательного запуска этой реформы Украину отдаляют всего два голосования в Верховной Раде. Первое – не менее чем 226 голосов на текущей сессии в августе, и 300 на следующей, по прогнозам главы ВРУ, в сентябре-октябре.
По мнению Гройсмана, эта реформа нужна, поскольку "сильное местное самоуправление – основа европейской демократической культуры и предохранитель от любых попыток узурпации власти".
"Не сделаем реформу сегодня – запустим новый цикл: снова узурпация - снова режим – снова майдан. Только уже наконец-то стоит нам всем понять, что после каждого такого витка мы падаем все ниже и ниже и изнуряем общество все больше и больше!" - призывает спикер парламента.
Кроме того, по его мнению, остановка реформы децентрализации неизбежно отразится и на вере украинцев в успех других реформ.
"Теперь наступил момент истины. Изменения в Основной Закон – это первое решение такого уровня, которое требует действительно консолидированной позиции народных депутатов. Консолидированных 300 голосов. И позиции даже не партийной, а гражданской. Это тест для украинского парламента и каждого народного депутата. За тем, как он будет составлен каждым депутатом, будет смотреть не только все украинское общество, будут смотреть наши друзья и партнеры и наши враги. Это тест для Украины на ее готовность проводить действительно системные реформы", - пишет Гройсман.
Подробнее читайте в статье Владимира Гройсмана Новая Конституция – единственный предохранитель от диктатуры на ZN.UA.
Ранее в своей статье Запятая, точка, точка. О скрытых особенностях конституционного процесса в "Зеркале недели" Сергей Рахманин объяснил спешку власти с реформой децентрализации тем, что на самом деле Запад просто потребовал от Киева выполнить взятые на себя обязательства в рамках Минских соглашений. Ведь единственный пункт подписанного 12 февраля Второго минского соглашения, где присутствуют жесткие временные привязки, - 11-й: "Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусеотдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года".
Как утверждает автор, один из отечественных дипломатов, анализируя поведение членов российской делегации, предположил, что это был единственный пункт соглашений, который Москву на переговорах действительно интересовал.
Кроме того, Киев не свободен в формулировании ключевых положений закона, регулирующего самоуправление на неконтролируемых территориях. Зато Минские соглашения содержат четкое предписание, что там должно быть. Данные требования сформулированы в примечании к пункту 11. Которое вынуждает украинскую власть к следующему:
"- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены".