Европа и Израиль: преображение и постоянство

6 ноября, 2009, 16:46 Распечатать

Отношение к Государству Израиль со стороны европейских стран претерпело за его сравнительно короткую историю резкие перемены...

Отношение к Государству Израиль со стороны европейских стран претерпело за его сравнительно короткую историю резкие перемены. В первые годы своего существования его поддерживали не только социалистические страны, но и левые движения во всем мире. Поставки оружия и военной техники из Чехословакии сыграли немалую роль в победе израильтян в 1948—49 гг. Коллективные формы управления промышленностью и сельским хозяйством, сравнительное экономическое равенство, тот факт, что евреи пострадали от рук европейских фашистов, — все это привлекало к этой стране симпатии, как тогда говорили, прогрессивного человечества. Обвинения в том, что сионизм — одна из форм колониализма и расизма, не принимались всерьез, ибо сионисты совсем недавно сами вели борьбу против Великобритании, одной из самых могущественных колониальных держав того времени.

Сегодня же политическая поддержка Израилю оказывается в основном правыми и крайне правыми. Один израильский журналист заметил: если бы Жан-Мари Лепен, лидер крайне правого Национального фронта во Франции, переехал в Израиль, то его взгляды оказались бы там левоцентристскими. Отвергая социополитические причины конфликта с палестинцами (спор о землях, домах, этнических чистках и т.п.), многие израильтяне объясняют неприятие своей страны на Ближнем Востоке слепой ненавистью арабов, их религией и культурой, а не их стремлением к восстановлению справедливости. Точно так же американские руководители не стали искать политических причин нападения исламистов на Нью-Йорк и Вашингтон в сентябре 2001 г., а приписали их беспричинной ненависти к американскому обществу и его образу жизни.

Поддержка Израиля и политическая эволюция Европы

В Европе такое толкование ближневосточного конфликта в духе противостояния цивилизаций присуще тем, кто возмущается ростом числа мусульман в своих странах. Именно благодаря застарелому антисемитизму правых кругов Израиль как воплощение «нового еврея» становится им близким по духу общественным образованием европейского происхождения, где, в отличие от Европы, «с арабами не церемонятся». По инициативе израильских парламентариев в законодательных собраниях ряда стран формируются группы поддержки Израиля, привлекая местных представителей правого крыла, считающих, что «некоренное население» давно следует поставить на место.

Безоговорочную поддержку Стране обетованной оказывают христиане-сионисты, для которых сионизм — это средство приблизить Второе пришествие Христа. Они заявляют, что только в США их около 50 миллионов, что в несколько раз превосходит все еврейское население мира. Многие из них не только оказывают Израилю значительную политическую и материальную помощь, но и регулярно посещают Святую землю. Израиль привлекает к себе тысячи добровольцев из западных стран. Только если раньше это были люди, видевшие в нем воплощение социалистических принципов и потому приезжавшие работать в кибуцах, то сегодня — это люди, для которых Израиль представляет собой передний край обороны Европы от арабо-мусульманского нашествия, — и приезжают они работать в израильских воинских частях.

В вопросах общественного устройства Израиль также вызывает все большую поддержку со стороны правых кругов. Израильское общество, решительно оставив в прошлом идеалы социального равенства, характеризуется более сильным, чем в Европе, разбросом между богатыми и бедными, причем этот разброс усиливает привилегии выходцев из Европы и их потомков, что опять же привлекает симпатии правых кругов на Западе. Тогда как в деловых кругах крепнет поддержка Израиля, профсоюзы, напротив, все чаще выступают с осуждением сионистского государства, а некоторые призывают к бойкоту Израиля и изъятию оттуда капиталовложений (http://www.bdsmovement.net/ ).

Упадок левых сил

В этой переориентации источников поддержки Израиля явно отражается упадок левых движений во всем мире. Из-за долгое время дремавших противоречий между сионизмом и социализмом те, кто считают себя левыми сионистами, находятся сегодня перед принципиальной дилеммой: либо оставаться левыми, но при этом отойти от сионизма, то есть от принципа этнического национализма, на котором зиждется сионистское государство, либо, оставаясь сионистами, политически переместиться вправо.

Заметим, что после 1945 г. многие видные еврейские мыслители, такие как Ханна Арендт, Мартин Бубер и Альберт Эйнштейн, поддерживая идею поселения евреев в Палестине, считали, что только либеральное, плюралистическое, а не этнонациональное государство сможет обеспечить нормальные условия жизни евреям на Святой земле. Публично осуждая насильственную «зачистку территории» от арабов сионистскими отрядами в 1947—49 гг., они подчеркивали присущую любому этническому национализму агрессивность. Уроки, извлеченные ими из геноцида, весьма схожи с теми, которые извлекла из него общественность Германии, где этнический национализм был официально похоронен под развалинами Берлина в 1945 г.

Пример распада СССР

Десятилетиями Советский Союз вдохновлял коммунистов всех стран. Сегодня мирный распад этого государства подстегивает воображение многих противников сионизма, которые видят в этом событии предвестие мирного исчезновения Государства Израиль. СССР распался в отсутствие серьезной угрозы извне; ядерная сверхдержава попросту перестала существовать в результате ненасильственного преобразования государства. Хотя такие примеры в политической истории человечества крайне редки, для евреев-антисионистов мирный распад Советского Союза стал знамением, указывающим, что не следует опасаться превращения Израиля из сионистского «государства евреев всего мира» в государство всех своих граждан. Подобно СССР, говорят они, Израиль, порожденный торжеством идеологии и воли, также может превратиться в плюралистическое государство — без крови и без жертв.

К тому же сама идея государства еврейского народа постоянно находится под ударом со стороны израильских историков, которые совсем не уверены ни в том, что евреи представляют собой этнос, народ или расу, ни в том, что они были изгнаны с родины две тысячи лет назад. Как заметил историк из Тель-Авивского университета Шломо Санд, «ирония не чужда истории. Было время, когда антисемитом считали того, кто утверждал, что евреи по причине своего происхождения составляют чужеродный народ. Сегодня, наоборот, «врагом Израиля» считают того, кто смеет заявлять, что те, кого по всему миру называют евреями, не составляют отдельный народ или нацию».

«Не уважают больше»

Все большее число израильтян считает свое правительство некомпетентным и морально обанкротившимся. Их тяготит безысходность противостояния с окружающими Израиль народами, которые упорно отказываются признавать законным провозглашенное более шестидесяти лет тому сионистское государство. Выиграв все войны, Израиль не может выиграть мир. Военные меры, предпринятые в секторе Газа зимой 2008—2009 гг., которые многие израильтяне объясняют предвыборной конъюнктурой, многочисленные судебные разбирательства, в которых замешаны члены правительства, коррупция и откровенная погоня за прибылью даже со стороны военных руководителей, — все это сильно подрывает уважение к государству, известному некогда идеализмом и самоотверженностью своих граждан.

Слова Булата Окуджавы, написанные совсем по другому поводу, звучат предостережением:

Вселенский опыт говорит,

Что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт

Или страшны мытарства.

А погибают оттого,

(и тем больней,

чем дольше),

Что люди царства своего

Не уважают больше.

Отношение к сионизму и воплотившему его Государству Израиль позволяет по-новому посмотреть на понятие титульной, или коренной, нации. Сионистское государство по своей природе противится либеральному принципу «отчуждения гражданства от этничности», на котором основаны такие государства, как США, Россия, Франция или Великобритания. Напротив, Израиль, как Эстония или Латвия, продолжает сохранять связь между гражданством и этничностью. Так что вопрос об Израиле затрагивает злободневные проблемы современного мира, выходящие далеко за пределы еврейской истории и проблемы Ближнего Востока.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно