Общественные организации обратились к Верховной Раде Украины и Кабинету Министров с призывом вернуться к начальной редакции законопроекта №4298 относительно изменений в Законе «О местных государственных администрациях» и утвердить его на фоне перспективы внедрения института префектов в 2023 году, объявленной премьером Денисом Шмыгалем в начале января. Соответствующее заявление, подписанное представителями 15 организаций, опубликовано на сайте Центра политико-правовых реформ.
Эксперты отметили, что поддерживают инициативу правительства по появлению префектов в соответствии с лучшими европейскими практиками, но указали на необходимость внесения изменений в Конституцию для этого, которые запрещены в период действия военного положения на территории Украины.
Общественные организации попросили Раду и Кабмин уже сейчас предпринять реальные шаги по совершенствованию организации исполнительной власти. Они предложили выбрать гораздо более простой путь в приближении к европейским практикам в рамках существующих положений Конституции – принять новую редакцию Закона «О местных государственных администрациях», но согласно начальной версии.
"Соответствующий законопроект под № 4298 был принят в первом чтении еще 4 марта 2021 года, к сентябрю того же года подготовлен ко второму чтению в редакции, поддерживаемой экспертами гражданского общества и практиками. Но в ноябре 2021 года, вместо вынесения проекта на голосование в зал, его редакция была существенно изменена профильным Комитетом, по нашему мнению, не в лучшую сторону", – говорится в обращении к центральной власти.
Эксперты отметили важность законопроекта не только для организации власти в областях и районах, но и для европейской интеграции. Они призвали министров и депутатов вернуться к редакции документа от 4 октября 2021 года, а затем актуализировать переходные положения и принять его в целом.
"Закон должен соответствовать Конституции Украины в части полномочий Президента и Кабинета Министров по назначению и увольнению глав местных государственных администраций. Неприемлемыми с этой точки зрения являются появившиеся в редакции законопроекта от 17 ноября 2021 года положения об обязанности КМУ вносить Президенту кандидатуру, поданную Президентом (ч. 5 ст. 9) или о досрочном прекращении полномочий главы МГА по инициативе Президента, но без представления КМУ (ст. 10)", – объяснили в общественных организациях.
Участники обращения отметили принципиальную важность того, чтобы новый Закон «О местных государственных администрациях» определял руководителей районных и областных госадминистраций как государственных служащих. Для кандидатов на должности должен быть введен конкурсный отбор, а также профессиональное обучение перед назначением и четкие основания относительно увольнения.
Необходимым эксперты считают и корректировку норм в отношении заместителей председателей ГГА – их должности тоже следует отнести к государственной службе. По мнению общественных организаций, таких чиновников должны назначать на основе принципов должного управления, среди которых профессионализм, политическая беспристрастность и прочее. Именно такие положения предлагались в версии законопроекта №4298 от 4 октября 2021 года.
"Закон Украины «О местных государственных администрациях» принятый в новой редакции на основе законопроекта №4298 в редакции от 4 октября 2021 года действительно будет приближать наше управление к европейским стандартам, как обещал Премьер-министр Украины и требует курс Украины на вступление в Европейский Союз", – подытожили в заявлении.
Соответствующее обращение подписали:
- Коалиция Реанимационный Пакет Реформ
- Общественная сеть публичного права и администрации UPLAN
- Игорь Колиушко, Центр политико-правовых реформ
- Юрий Ганущак, Институт развития территорий
- Василий Куйбида, Всеукраинская ассоциация магистров государственного управления
- Анатолий Ткачук, Институт гражданского общества
- Игорь Бураковский, Институт экономических исследований и политических консультаций
- Анна Колохина, Днепровский центр социальных исследований
- Андрей Крупник, Одесский институт социальных технологий
- Ирина Гайдучик, Волынский институт права
- Владимир Брыгилевич, Центр исследований местного самоуправления (Львов)
- Ольга Мельник, БФ «Фонд местной демократии» (Харьков)
- Виталий Разик, БФ «Право и демократия» (Львов)
- Роман Сердюк, Институт реформ и инноваций (Днепр)
- Александра Щукина, ОО «СМАРТ МЕДИА» (Харьков)
Действительно, при обсуждении концептуальных основ будущего статуса глав местных государственных администраций ключевой вопрос: префект – это политическая фигура или карьерный государственный чиновник?
При этом Банковая стремится, чтобы назначал префекта именно президент по представлению правительства, а не Кабмин, что, по мнению ряда экспертов, может стать значительной проблемой для системы госуправления.
Ранее директор Института развития территорий Юрий Ганущак объяснил, какие риски могут возникнуть в статье "Как отобрать "игрушку" у Банковой?".
Напомним, что после появления законопроекта №4298, в конце 2021 года появился проект внесения изменений в Конституцию в части децентрализации. Несмотря на наличие в нем ряда реформаторских норм, документ тоже кажется достаточно неоднозначным. Создается впечатление, что такой проект изменений в Конституцию – ритуальный шаг, который делается в первую очередь с политической целью. Подробности читайте в материале Юрия Ганущака "Пиар-конституция для диктатора".